Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Чеботарёвой Е.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Иванова М. В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Иванову М. В., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботарёвой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов М.В. обратился в суд к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области с иском о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что его мать Иванова Т.М. решением Ленинского районного суда города Омска от 11.06.1995 года была лишена родительских прав, местонахождение отца Иванова В.Н. неизвестно. В 2012 году постановлением администрации Центрального АО г.Омска он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просит обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Истец Иванов М.В. в судебном заседании исковые требования уточнил и просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных норм в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области по доверенности Аленчикова И.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Иванова М.В. отказать.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства по делу извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Стенькина А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. В отзыве на исковое заявление просит отказать как заявленных требованиях.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит решение суда отменить. Указывает, что Министерством в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства имущественных отношений Омской области Лакман Т.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования Иванова В.М., " ... " года рождения, суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет остался без попечения единственного родителя, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (л.д. 51)
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Иванова В.М. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку после постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2012 году истцу жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Вместе с тем Порядком N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
Как следует из материалов дела, Иванов В.М. с учетом даты рождения в списке по г. Омску значится под номером 374.
Из отзыва представителя Министерства в суде первой инстанции следует, что в текущем году в соответствии с номером в списке по г. Омску жилое помещение иванову В.М. предоставить невозможно.
Таким образом, отсутствуют сведения, дающие основания полагать, что до конца 2013 года Иванов В.М. будет обеспечен жилым помещением в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечения жилой площадью истца в соответствии с Порядком N 284-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.