Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.
при секретаре Воропановой М.Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Дрепа Е. В., " ... " года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п."
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в защиту нарушенных прав Дрепа Е.В. с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм.
В обоснование указал, что Дрепа Е.В. имеет право на получение жилого помещения на льготных условиях, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, ее мать решением Таврического районного суда Омской области от " ... " лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Главы Куйбышевского района г. Омска от 15.06.1993 г. Дрепа Е.В. была определена в дом ребенка в связи с отказом от нее матери. Постановлением Администрации г. Омска от 10.06.2010 г. Дрепа Е.В. была принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Однако до настоящего момента жилым помещением не обеспечена, в собственности жилья также не имеет.
В судебном заседании Дрепа Е.В. участия не принимала, ее представитель Ляшко С.С., а также прокурор Усенко А.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. также возражала против удовлетворения заявленных требований.
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области просило рассмотреть дело без его участия, представило письменный отзыв, в котором требования не признало.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает, что Министерством в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Так, согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п.2 ч.2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст.8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что Дрепа Е.В. родилась " ... " г. Омске. Ее мать, Дрепа О.М. от ребенка при рождении отказалась, решением Таврического районного суда Омской области от 23.10.2003г. была лишена родительских прав, отец был записан со слов матери.
Постановлением Главы администрации Куйбышевского района Омской области от 15.06.1993 г. она была определена в дом ребенка.
Постановлением Администрации г. Омска от 10.06.2010 г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Факт включения истицы в список лиц из числа детей-сирот для получения жилья, его нахождение в нем по категории "дети-сироты" стороны не оспаривали.
Согласно письмам Управления Росреестра по Омской области от 17.06.2013 г. и ГП ОО "Омский центр ТИЗ" от 14.06.2013 г. сведения о правах Дрепа Е.В. на недвижимое имущество в реестрах отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истица, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Дрепа Е.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Анализ положений Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Дрепа Е.В. обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Так, в силу п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
При этом, согласно п. 4 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... , заявки формируются и направляются в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования, в соответствии с п. 10 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... , в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Таким образом, довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку после постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцу жилое помещение предоставлено не было, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Указанный довод не может быть признан состоятельным, поскольку, исходя из вышеуказанных пунктов Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... , Министерство образования Омской области обязано по запросу Минимущества предоставить сведения о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, чего Министерством образования сделано не было.
Как уже указывалось выше, в настоящее время Дрепа Е.В. жилое помещение в рамках Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам ... не предоставлено.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечения жилой площадью истца в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам ... Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит. Решение суда обязало ответчиков лишь исполнить надлежащим образом возложенные на них функции в отношении Дрепа Е.В.
Кроме того, самим Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам ... (аб. 4 п. 10) предусмотрено, что в случае наличия вступившего в законную силу судебное постановление об обязании Министерства образования, Министерства имущества, Министерства строительства Омской области предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Таким образом, указанные обстоятельства исключают вывод о нарушении прав на получение жилого помещения на льготных основаниях иных детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.