Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.
при секретаре Воропановой М.Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 07 октября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области включить Цуренко И. Н., " ... " года рождения, в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"."
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Цуренко И.Н. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование своих требований сослался на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать от него при рождении отказалась. Решением Исполкома от 25.07.1986 г. он был отправлен в Дом ребенка N 1. В период с 1994 г. по 1996 г. он находился в Большеуковской специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями VIII вида. В период с 01.07.1996 г. по 28.11.2005 г. Цуренко И.Н. находился в БСУСО "Кировский дом-интернат для умственно отсталых детей", откуда был переведен в БСУСО "Марьяновский психоневрологический интернат", где находился по 28.03.2013 г. С 29.03.2013 г. по настоящее время находится в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов".
В июне 2013 г. он обращался в Министерство образования Омской области по вопросу включения его в список лиц, претендующих на получение жилья, на что министерство своим письмом от 26.07.2013 г. ему ответило отказом.
В судебном заседании Цуренко И.Н., его представитель Яковенко А.Г., действующий по доверенности (л.д.16) исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители Министерства образования Омской области ? Аленчикова И.В., Министерства имущественных отношений Омской области ? Огнева Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца.
Министерство образования Омской области также представило письменный отзыв.
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, будучи надлежащим образом извещенные, в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело без их участия. В представленном отзыве просили исключить министерство из числа ответчиков, требования не признали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, указывая, что Цуренко И.Н. в списке детей-сирот и приравненных к ним лиц, имеющих право на получение жилого помещения на льготных основаниях ранее не состоял, доказательств обращения для постановки его на соответствующий учет до достижения 23 лет в материалы дела не представил, при этом имел реальную возможность обратиться с соответствующим заявлением и до достижения данного возраста, чему не препятствовало имеющееся у него заболевание. В подтверждение доводов также сослалось на то обстоятельства, что недееспособным Цуренко И.Н. ранее признан не был, при этом может обслуживать себя самостоятельно, что, по мнению министерства, указывает на реальную возможность обратиться в уполномоченные органы для постановки на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц - истца, представителей истца и ответчиков, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Так, согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Цуренко И.Н. родился " ... " в г. Омске, мать от него при рождении отказалась. Решением Исполкома от 25.07.1986 г. он был отправлен в Дом ребенка N 1. В период с 1994 г. по 1996 г. он находился в Большеуковской специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями VIII вида. В период с 01.07.1996 г. по 28.11.2005 г. Цуренко И.Н. находился в БСУСО "Кировский дом-интернат для умственно отсталых детей", откуда был переведен в БСУСО "Марьяновский психоневрологический интернат", где находился по 28.03.2013 г. С 29.03.2013 г. по настоящее время находится в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Согласно справке Психиатрического бюро медико-социальной экспертизы от 13.02.2004 г. Цуренко И.Н., как инвалиду детства, была установлена бессрочная вторая группа инвалидности, не исключающая лечебно-трудовую деятельность под контролем.
Конвенция о правах инвалидов (принята 13.12.2006 г. резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН, вступила в силу для России 25.10.2012 г.), определяющая инвалидов как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (ст. 1), налагает на государства-участники обязательства по принятию мер, связанных с реализацией правоспособности, которые предусматривали бы надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека и ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были бы свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока, регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией и обеспечивались указанными гарантиями соразмерно тому, в какой степени ими затрагиваются права и интересы данного лица (п. 4 ст. 12).
Подписавшие указанную Конвенцию государства приняли на себя обязательство осуществлять политику в указанной области, исходя из принципа полного и эффективного вовлечения и включение инвалидов в общество (ст. 3 Конвенции), что предполагает социализацию инвалидов и их непосредственный и постоянный контакт с социумом. При этом, в силу п. 2 ст. 4 Конвенции касательно экономических, социальных и культурных прав каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя, имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости ? прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.
Также согласно ст. 7 Конвенции ее государства-участники должны принимать все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми, что в силу ст. 9 предполагает равный доступ, в том числе и информационный, к социальным благам.
Общий подход к осуществлению прав и свобод лицами, которые страдают психическими расстройствами, сформулированный в ряде международных актов, принятых органами Совета Европы - Парламентской Ассамблеей Совета Европы (рекомендация от 08.10.1977 г. 818 (1977) "О положении психически больных") и Комитетом Министров Совета Европы (рекомендации от 22.02.1983 г. R (83) 2 "Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке", от 23.02.1999 г. R (99) 4 "О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых" и от 24.02.2004 г. Rec (2004) 10 "Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством"), предполагает, что такие лица должны иметь возможность осуществлять все гражданские и политические права, а ограничения этих прав допускаются строго в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и не могут основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания.
Хоть указанные в предыдущем абзаце международные акты носят рекомендательный характер, но, как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.06.2012г. N 15-П, в их основу положены общепризнанные в современных демократических государствах принципы верховенства права, гуманизма, справедливости и юридического равенства, на необходимость соблюдения которых, в числе и в отношении лиц, признанных недееспособными, указывали в своих решениях Европейский Суд по правам человека (постановление от 27.03.2008 г. по делу "Штукатуров против России") и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 27.02.2009 г. N 4-П).
Таким образом, Конституционный суд РФ указал, что возложенная на Российскую Федерацию конституционная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и обеспечивать их адекватные гарантии, равно как и принятые ею на себя международные обязательства в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, требуют принятия комплекса мер, направленных на наиболее эффективную защиту прав и законных интересов таких лиц, которые позволяли бы учитывать в каждом конкретном случае их индивидуальные особенности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Цуренко И.Н. в органы местного самоуправления с вопросом о постановке его на учет на льготных основаниях в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался.
В материалах имеются сведения об обращении Цуренко И.Н. в Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ в 2009 году, что подтверждает его попытку реализовать свое жилищное право.
Лишь только после получения ответа из Аппарата Уполномоченного по правам человека от 03.11.2009 г. администрацией БСУСО "Марьяновский дом-интернат" было подготовлено письмо от 30.12.2009 г. в адрес Администрации Марьяновского муниципального района Омской области с ходатайством о принятии Цуренко И.Н. на соответствующий учет для получения жилого помещения на льготных основаниях в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, однако указанное письмо в адрес администрации не поступало.
При изложенном, судебная коллегия отмечает, что в силу наличия расстройства здоровья, в связи с чем, является инвалидом детства, Цуренко И.Н. фактически находился в ограниченной изоляции от общества, причем изоляция в своей основе носила в основе своей социально-экономическое обоснование.
При этом, доказательств того, что ответчики, равно как и социальные учреждения, в которых Цуренко И.Н. находился, осуществляли необходимый объем действий в рамках обеспечения равного доступа к информации в порядке ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, в материалы дела не представлено.
В силу ст. 17, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Согласно писем БСУСО "Марьяновский психоневрологический интернат" от 20.09.2013г. Цуренко И.Н. имел постоянный пропуск для выхода за пределы интерната и БСУСО "Таврический дом-интернат", в котором в настоящий момент находится Цуренко И.Н., последний имеет возможность себя обслуживать, в том числе проживать в отдельном помещении.
В приведенной связи, суд первой инстанции обоснованно включил Цуренко И.Н. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на льготных основаниях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ. В противном случае, иное бы решение находилось в противоречии с положениями Конвенции о правах инвалидов и правовой позицией Конституционного суда РФ.
При изложенном, доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными.
При этом довод о том, что факт наличия психического заболевания не препятствовал Цуренко И.Н. обратиться с соответствующими требованиями до достижения возраста 23 лет и также о том, что он не был признан судом недееспособным, не могут повлиять на существо постановленного решения, поскольку наличие психического расстройства, изоляция истца от общества, в том числе и информационная, не позволяли реализовывать в полной мере принадлежащие ему права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.