Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Воропановой М.Б. рассмотрела в судебном заседании 18 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Берегового В. Н. удовлетворить полностью.
Признать действия Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области по факту не передачи учетного дела Берегового В. Н. в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" незаконными.
Обязать Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области передать учетное дело Берегового В. Н. в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Обязать Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" принять учетное дело Берегового В. Н. для ведения учета как сотрудника ФПС Государственной противопожарной службы, признанного нуждающимся в жилом помещении с " ... ", и включения его в список сотрудников ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в получении жилого помещения со " ... ".
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Сибирского филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу Берегового В. Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере по " ... " с каждого ответчика".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Береговой В.Н. с учетом уточнения требований обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МЧС России по Омской области, Сибирскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указав, что он в период с " ... " по настоящее время проходит службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. Общая выслуга по состоянию на " ... " составляет " ... " год " ... " месяцев " ... " дней. На основании его рапорта от " ... " решением жилищной комиссии он был включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Своего жилья на протяжении всего срока службы он и его семья не имели. Средств для покупки или строительства жилья также не имеют, каких-либо бюджетных средств для этих целей за весь срок своей службы не получал. По состоянию на " ... " он был включен в список очередников ГУ "Производственно-технический центр ФПС по Омской области" на получение жилья, где был указан под N " ... ". Каких-либо поводов и действий с его стороны, послуживших основанием для исключения его из списка очередников, он не допускал. " ... " узнал, что его нет в списке на улучшении жилищных условий. Считал, что его учетное дело ГУ МЧС России по Омской области не передало в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". " ... " обратился к начальнику ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. На данное заявление он получил ответ, что его заявление преждевременное. Просил суд признать действия ГУ МЧС России по Омской области по факту не передачи его учетного дела незаконными; возложить обязанность на ГУ МЧС России по Омской области передать его учетное дело в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" для постановки на учет и ведения учета как сотрудника ФПС ГПС, признанного нуждающимся в жилом помещении с " ... "; возложить обязанность на Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принять его учетное дело, поставить его на учет и включить в список сотрудников ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в получении жилого помещения со " ... "; взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере " ... " солидарно.
В судебном заседании Береговой В.Н., его представитель Сковородко А.В. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ГУ МЧС России по Омской области Крейк Т.В. с исковыми требованиями не согласилась. Полагала ГУ ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве возражал против иска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Исхаков Ф.А. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства о нахождении истца на учете нуждающихся в жилых помещениях до " ... ", в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма по ГУ МЧС России по Омской области по состоянию на " ... " Береговой В.Н. не состоял. Суду надлежало установить, что истец имел право постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с " ... " только при условии финансирования должности за счет средств федерального бюджета. После " ... " у учреждения отсутствует установленная законом обязанность постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма сотрудников ФПС ГПС МЧС России, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" вправе ставить на учет нуждающихся исключительно на условиях найма служебного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст.ст. 93, 99, 104 ЖК РФ на период трудовых отношений. Действующий нормативно-правовой акт, относящий сотрудников ФПС ГПС МЧС России к иной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма в порядке ч. 4 ст.49, ст. 50 ЖК РФ, в настоящее время отсутствует. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" на истца не распространяется. Взыскание с учреждения судебных расходов не обосновано. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, с заявлением на постановку на учет непосредственно в учреждение истец не обращался.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Берегового В.Н. Сковородко А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав представителя Берегового В.Н. - Сковородко А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив указанные доводы, возражения на них, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, с " ... " года по настоящее время Береговой В.Н. проходит службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России в должности водителя, имеет специальное звание старшего прапорщика внутренней службы. Общая выслуга лет по состоянию на " ... " составляет " ... " год " ... " месяцев " ... " дней, в том числе, на федеральном бюджете - " ... " лет " ... " месяца " ... " дней (л.д. " ... ").
На основании рапорта истца от " ... ", протокола совместного заседания администрации и ЖБК " ... " ОПО N " ... " от " ... " Береговой В.Н. включен в список на улучшение жилищных условий с " ... ", номер очереди - " ... " (л.д. " ... ").
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии ГУ "ПТЦ ФПС по Омской области" N " ... " от " ... " подтверждается, что истец включен в список очередников, содержащихся за счет средств федерального бюджета, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, очередность с " ... " (л.д. " ... ").
Из выписки списка очередников ГУ "ПТЦ ФПС по Омской области" на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по состоянию на " ... " Береговой В.Н. значится под N " ... " (л.д. " ... ").
В настоящее время истец, его супруга " ... " и сын " ... " проживают в квартире по адресу: " ... ", состоящей из " ... " комнат, общей площадью " ... " кв.м. Истец имеет регистрацию по месту жительства с " ... ", его супруга - с " ... ". В квартире также имеет регистрацию мать супруги истца " ... ". Жилое помещение находится в собственности супруги истца, " ... "., а также наследников " ... "
Приказом МЧС России "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" от 25.07.2011 N 398 с 01 октября 2011 года на ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. Начальникам территориальных органов МЧС России до 01 декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ГУ МЧС России по Омской области, подтверждено в письменном отзыве ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (л.д. " ... "), что во исполнение данного Приказа учетное дело Берегового В.Н. в ФКУ не передавалось.
Таким образом, в списке сотрудников ФПС, принятых на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях (жилых помещениях по договору социального найма), состоящих на учете в Сибирском филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", по состоянию на " ... " Береговой В.Н. не значится (л.д. " ... ").
Не согласившись с действиями ГУ МЧС России по Омской области, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Береговой В.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из пояснений представителя ГУ МЧС России по Омской области в суде первой инстанции учетное дело заявителя не передавалось в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по причине того, что в ФКУ направлялись дела тех сотрудников, которые в " ... " году содержались за счет средств федерального бюджета, занимаемая истцом должность в указанное время содержалась за счет местного бюджета (л.д. " ... ".).
Согласно выписке из послужного списка действительно в период с " ... " по " ... " " ... " ПЧ ПТЦ ГПС МЧС России Омской области, в которой Береговой В.Н. проходил службу, находилась на местном бюджетном финансировании (л.д. " ... ").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан должны быть приняты не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что Береговой В.Н. был поставлен на учет до " ... " ( " ... "), на " ... " год значился в списке очередников, решение о снятии его с учета в установленном порядке уполномоченными органами не принималось, доказательств обратному заинтересованные лица не представили, суд первой инстанции правомерно признал действия ГУ МЧС России по Омской области по факту не передачи учетного дела Берегового В.Н. в Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" незаконными, возложив на ГУ МЧС России по Омской области обязанность передать учетное дело истца, а на ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принять данное учетное дело.
Доводы подателя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства о нахождении истца на учете нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма по ГУ МЧС России по Омской области по состоянию на " ... " Береговой В.Н. не состоял, опровергаются представленными в материалы дела выписками из протоколов заседаний жилищных комиссий от " ... ", " ... " и " ... ".
Ссылки автора жалобы на то, что суду надлежало установить, что истец имел право постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с " ... " только при условии финансирования должности за счет средств федерального бюджета, при том, что факт постановки заявителя на учет не оспорен, решение об исключении из списка очередников уполномоченным органом не принималось, на законность судебного постановления повлиять не могут.
Доводы подателя жалобы о том, что после введения в действия нового ЖК РФ (после 01.03.2005) у ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" отсутствует установленная законом обязанность постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма сотрудников ФПС ГПС МЧС России, учреждение вправе ставить на учет нуждающихся исключительно на условиях найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений; действующий нормативно-правовой акт, относящий сотрудников ФПС ГПС МЧС России к иной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма в порядке ч. 4 ст.49, ст. 50 ЖК РФ, в настоящее время отсутствует, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку судом установлено, что Береговой В.Н. поставлен на учет до " ... ".
Указания подателя жалобы на то, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих" на истца не распространяется не обоснован.
В настоящее время отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями указанных сотрудников урегулирован ФЗ N283-ФЗ от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 указанного закона предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Положения ст.ст. 88, 94, 100 ГПК РФ применены судом правильно.
Принимая во внимание, что факт оплаты услуг представителя подтвержден платежным документом (л.д. " ... "), учитывая характер спорных правоотношений, продолжительность и сложность гражданского дела, объем проделанной представителем заявителя работы, нарушения прав истца, допущенные каждым из ответчиков, с учетом требования разумности и справедливости, суд правомерно взыскал судебные расходы на оплату услуг представителя как с ГУ МЧС по Омской области, так и с ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в равных долях, снизив их в общей сумме до " ... " (по " ... " с каждого).
Доводы автора жалобы о необоснованности взыскания с учреждения судебных расходов подлежат отклонению.
Обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора для указанных требований законом не предусмотрено.
Тот факт, что с заявлением на постановку на учет непосредственно в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" истец не обращался, с учетом вышеизложенного правильность выводов суда, в том числе, в части взыскания судебных расходов с обоих ответчиков, опровергнуть не может.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий: Вагнер Е.А. Дело N 33-8212/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Воропановой М.Б. рассмотрела в судебном заседании 18 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Берегового В. Н. удовлетворить полностью.
Признать действия Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области по факту не передачи учетного дела Берегового В. Н. в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" незаконными.
Обязать Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области передать учетное дело Берегового В. Н. в Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Обязать Сибирский филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" принять учетное дело Берегового В. Н. для ведения учета как сотрудника ФПС Государственной противопожарной службы, признанного нуждающимся в жилом помещении с " ... ", и включения его в список сотрудников ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области как признанного нуждающимся в получении жилого помещения со " ... ".
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Сибирского филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу Берегового В. Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере по " ... " с каждого ответчика".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.