Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кенжебаевой Е. Г.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 22 октября 2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности создать и предоставить ребенку место в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кенжабаева Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в ДОУ г. Омска, компенсации морального вреда. В обоснование указала, что имеет несовершеннолетнего ребенка - Кенжабаева А. А., " ... " года рождения.
05.07.2011 на основании ее заявления, ребенка поставили на очередь для получения места в детском образовательном учреждении и зарегистрировали в книге учета будущих воспитанников детского сада N " ... " комбинированного вида Ленинского АО г. Омска.
В июле 2013 года на ее обращение в Департамент образования г. Омска о предоставлении места в детском саду отказано в связи с отсутствием свободных мест. С учетом того, что она в настоящее время не получает пособие на воспитание ребенка, кроме указанного детского сада рассматривает детский сад N 95, а также другие, расположенные на территории г. Омска. Полагает отказ незаконным, дискриминационным, нарушающим право ее ребенка на доступ к дошкольному образованию, что причиняет ей и её ребенку моральный вред.
Просила обязать Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска создать для ее ребенка место в БДОУ г. Омска до 01.09.2013, обязать названных ответчиков допустить к получению бесплатного дошкольного образования ее ребенка в БДОУ г. Омска до 01.09.2013, взыскать компенсацию морального вреда в размере " ... ".
В судебном заседании истец Кенжабаева Е.Г., ее представитель Басов И.Г. заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Кенжабаева Е.Г., считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на несоблюдение ответчиком сроков предоставления ее ребенку места в МДОУ, вынесение решения с учетом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в детских образовательных учреждениях г. Омска. Судом не было учтено тяжелое материальное положение ее семьи, не дана оценка ее доказательствам. Указывает на наличие пустующих групповых помещений в БДОУ г. Омска, которые сдаются в аренду для коммерческих групп. Отказ в компенсации морального вреда, нанесенного ребенку и родителям бездействием ответчика, полагает необоснованным. По аналогичным делам судом ранее выносились решения о предоставлении мест в детском саду.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 117-121), в судебное заседание не явились представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Кенжабаеву Е.Г., ее представителя по устному ходатайству Басова И.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшим до 16.04.2012), и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562, действующего в настоящее время.
В силу п. 18 Положения о департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования, на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования Администрации г. Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 25.08.2009 N 750. В связи с изданием Приказа департамента образования Администрации г. Омска от 18.04.2011 N 86 утратил силу, который в последствие также утратил силу в связи с изданием Департаментом образования Администрации г. Омска приказа от 19.02.2013 N ДО/53 "О комплектовании муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования".
Так, согласно пунктам 21, 22, 23, 24 Положения, утвержденного приказом департамента образования Администрации г. Омска от 19.02.2013 N ДО/53 (в ред. Приказа Департамента образования Администрации г. Омска от 21.03.2013 N ДО/131) комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования, при выдаче путевки в учреждение. Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях: родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении. В период комплектования учреждения родители (законные представители) детей, подлежащих устройству в учреждения, согласно очередности приглашаются в Комиссию по средствам связи, указанной в Книге учета, либо почтой для получения путевки. Дополнительного заявления в Комиссию для получения путевки не требуется. Прием детей в учреждение осуществляется руководителем учреждения в соответствии с путевкой на основании: заявления родителей (законных представителей); медицинского заключения; копии паспорта одного из родителей (законных представителей). Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как было установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, истец Кенжабаева Е.Г. является матерью Кенжабаева А. А., " ... " (л.д. 3 том 1). 05.07.2011 Кенжабаев А.А. был зарегистрирован Департаментом образования Администрации г. Омска в Книге учета будущих воспитанников для получения места в дошкольном образовательном учреждении N " ... " комбинированного вида Ленинского АО г. Омска. Повторное посещение Комиссии установлено в мае-июне 2013 (т. 1 л.д. 4). Таким образом, на момент постановки на учет ребенку было чуть более месяца. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.Согласно ответу департамента образования Администрации г. Омска от 20.08.2013 N Исх-ДО/8323 комплектование БДОУ осуществляется комиссиями по комплектованию бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета будущих воспитанников бюджетных образовательных учреждений г. Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования Администрации г. Омска, расположенных на территории г. Омска. Возраст ребенка на момент регистрации в книге учета является основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования. Внеочередное, первоочередное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Кенжабаев А. зарегистрирован в Книге учета в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " комбинированного вида" 05.07.2011. В настоящее время до Кенжабаева А. в Книге учета в указанное учреждение не определено 9 детей 2011 года рождения, них 3 человека - дети льготной категории граждан, имеющие право на первоочередное определение в учреждения дошкольного образования. В БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида" Кенжабаева А. зарегистрированы и не определены 16 детей данного возраста, них 3 человека - дети льготной категории граждан, имеющие право на первоочередное определение в учреждения дошкольного образования. Определить Кенжабаеву А. дошкольное учреждение не представляется возможным (л.д.5-6 том 1).
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91.
Пунктом 1.10 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (п. 1.13 СанПиН).
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории г. Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
В свою очередь превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Ребенок истца в установленном законом порядке поставлен на очередь для получения путевки в детский сад.
Вместе с тем, гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация истцом конституционных прав на получение её ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Кенжабаев А., также имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 01.12.2011 на Администрацию г. Омска и Департамент администрации г. Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации г. Омска от 30.03.2009 N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В текущем году на основании распоряжений департамента образования Администрации г. Омска открыты дополнительные группы увеличивших численность мест в дошкольных образовательных учреждениях. Также запланировано открытие дополнительных групп в текущем году, для этих целей заключены муниципальные контракты на производство строительных работ, представителем ответчика предоставлены платежные поручения по оплате выполненных работ, закупку необходимого инвентаря.
Также принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в г. Омске, выделению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, где планируется возводить дошкольные образовательные учреждения, для организации строительства намечено выделение денежные средств.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в БДОУ требует значительных денежных вложений, поскольку в местном и региональном бюджете отсутствуют необходимые средства, требуется изыскание, в том числе, иных способов решения проблемы, в настоящее время ответчиком активно предпринимаются меры по разрешению проблемы в более короткий срок, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска.
При изложенном, ссылка апеллянта на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации г. Омска данных о комплектовании групп в БДОУ г. Омска, так как продолжается комплектование открываемых резервных групп, состоятельными не являются, поскольку указанное обстоятельство судом было проверено, установлено, что все имеющиеся дошкольные образовательные учреждения уже укомплектованы.
Указание в жалобе на то, что в БДОУ г. Омска имеются пустующие групповые помещения, которые сдаются в аренду для коммерческих групп, не может быть принято во внимание ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу места для ее ребенка в детском саду не установлен, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылки подателя жалобы на ранее существовавшую иную судебную практику, при которой аналогичные требования удовлетворялись судами, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы об оставлении без внимания тяжелого материального положения семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.