Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Аленчиковой И. В.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Войтик (Викуловой) Т. О., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Викуловой Т.О. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование указано, что в ходе проведения проверки установлено, что Викулова Т.О. " ... " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец - ВОС умер 22.08.1993, решением Называевского городского суда от 03.11.2006 ее мать - ВОН лишена родительских прав.
Распоряжением главы Называевского муниципального района от 22.11.2006 N 425 над Викуловой Т.О. установлена опека (попечительство), на главу Путиловского сельского поселения возложена обязанность принять меры по закреплению за Викуловой Т.О. жилого помещения расположенного по адресу Омская область, " ... ". Данное жилое помещение за несовершеннолетней было закреплено, однако согласно справке Администрации Большесафонинского сельского поселения N " ... " от 24.09.2010 закрепленное за несовершеннолетней жилое помещение разрушено и не подлежит восстановлению.
Приказом Комитета по образованию Называевского муниципального района N " ... " от 26.10.2010 Викулова Т.О. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании заявления и в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения.
По информации Министерства образования Омской области Викулова Т.О. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
До настоящего времени жилое помещение Викуловой Т.О. не предоставлено.
Просил возложить обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Викуловой Т.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
Впоследствии заявленные требования уточнил, просил возложить обязанность на Министерство образования Омской области обеспечить Викулову Т.О., " ... " года рождения, жилым помещением из специализированного жилищного фонда с учетом постановки на учет согласно дате рождения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Называевскому муниципальному району.
В судебном заседании представитель Называевской межрайонной прокуратуры Путинцева Е.В. первоначально заявленные исковые требования поддержала, уточненные требования не поддержала.
Истец Войтик (Викулова) Т.О. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. полагала, что права Викуловой Т.О. не нарушены, а вынесение решения нарушит права иных лиц, которые включены в список ранее истца.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Кох А.А. полагал требования истца не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещено надлежащим образом. В письменном отзыве на иск считали себя ненадлежащим ответчиком, полагая, что права истца их действиями не нарушены.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением ответчики не оспаривали. Полагает, что Министерство образования Омкой области выполнило все необходимые действия для обеспечения Викуловой Т.О. жильем в рамках полномочий, возложенных на него Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. В 2013 году в Называевском районе заявлено о необходимости строительства 12 жилых помещений. В списке, формируемом Министерством образования Омской области, истец с учетом даты рождения значится под номером 11 по Называевскому району и ее право будет реализовано. Кроме того вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
В возражении на апелляционную жалобу Викулова Т.О. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобе - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 126-131), в судебное заседание не явился представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщил, доказательства уважительности этих причин не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, выслушав объяснения представителей: Министерства образования Омской области - Аленчиковой И.В., Министерства имущественных отношений Омской области - Лакман Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Войтик Т.О., согласившуюся с решением, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Смирновой Я.Е., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями Викуловой Т.О., " ... " года рождения являются ВОС и ВОН (л.д. 8).
Согласно приобщенному к материалам дела свидетельству о смерти ВОС умер " ... " (л.д. 9).
Решением Называевского городского суда Омской области от 03.11. 2006 ВОН лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Викуловой Т.О., " ... " года рождения и ребенок передан в органы опеки и попечительства Комитета по образованию Называевского муниципального района для дальнейшего устройства (л.д. 10).
Распоряжением Главы Называевского муниципального района N 425 от 22.11.2006 несовершеннолетней Викуловой Т.О., " ... " года рождения, назначена опекун - ЖГХ (л.д. 11).
20.03.2009 Викулова Т.О. заключила брак с Войтик А.И., ей присвоена фамилия Войтик (л.д. 12).
Согласно справке N 230 от 24.09.2010, выданной Администрацией Большесафонинского сельского поселения, закрепленное за несовершеннолетней, опекаемой Войтик (Викуловой) Т.О., по адресу: " ... ", действительно разрушено и не подлежит восстановлению (л.д. 17).
В справке Комитета по имуществу Называевского муниципального района от 30.09.2010 указано, что Администрацией Называевского муниципального района не предоставляла Войтик (Викуловой) Т.О. жилое помещение по договору социального найма (л.д. 19).
Приказом Комитета по образованию Называевского муниципального района N 72 от 26.10.2010 Войтик (Викулова) Т.О. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Номер в списке - 103 (л.д. 21).
Судом установлено, что Войтик (Викулова) Т.О. в настоящее время зарегистрирована по адресу: Омская область, " ... " (л.д. 13, 14, 15).
По сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец Войтик (Викулова) Т.О., " ... " года рождения, в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 24, 25, 33, 34, 35).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Войтик (Викуловой) Т.О. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Учитывая изложенное, указанный довод апелляционной жалобы является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Указание в жалобе на то, что в списке, формируемом Министерством образования Омской области, истец с учетом даты рождения значится под номером 11 по Называевскому району и ее право будет реализовано, является не убедительным, поскольку о безусловном предоставлении Войтик (Викулова) Т.О. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.