Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Ланцовой М.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре Воропановой М.Б. рассмотрела в судебном заседании 25 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 25 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Омского района Омской области в интересах Глазачевой К. В. удовлетворить полностью.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Глазачевой К. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Глазачевой К.В. к ответчикам Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Указал, что Глазачева К.В., " ... " года рождения, имеет право на получение жилого помещения на льготных условиях, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Омского районного суда Омской области от 28.12.2009 ее мать лишена родительских прав. Отец скончался " ... ". Своего жилья Глазачева К.В. не имеет, постановлением главы Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По сведениям Министерства образования Омской области состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под N " ... ". До настоящего времени ее право на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано.
В судебном заседании представитель прокурора Омского района Омской области - старший помощник прокурора Омского района Омской области Липницкая И.М. исковые требования поддержала.
Истец Глазачева К.В. в судебном заседании поддержала заявленный в её интересах иск.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Рейтер М.А. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что Министерством в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Стороной истца не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством образования. В резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Порядок не предусматривает предоставление соответствующего жилого помещения незамедлительно по достижении возраста 18 лет. За Глазачевой К.В. признано право на обеспечение жилым помещением. Ответчики не оспаривали, что истец будет обеспечен жилым помещением в соответствии с Порядком. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав прокурора Липинскую Е.Г., полагавшую, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, отец Глазачевой (Рухадзе) К.В., " ... " года рождения, " ... " умер " ... " ( " ... "), мать истца " ... " решением Омского районного суда Омской области от 28.12.2009 лишена родительских прав в отношении дочери ( " ... ").
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " над несовершеннолетней Рухадзе К.В. установлено предварительное попечительство, попечителем назначен " ... " ( " ... ").
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " истец принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( " ... ").
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Согласно сведениям ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится ( " ... ").
Из приведенных обстоятельств, следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее " ... " лет.
Факт того, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма истцом не получено; право истца состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
Оценив изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее по тексту - Порядок предоставления жилых помещений).
Анализ положений Порядка предоставления жилых помещений свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Глазачевой К.В. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке органов исполнительной власти Омской области.
В данной связи суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Глазачевой К.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Доводы подателя жалобы о не доказанности факта нарушения прав истца Министерством образования, со ссылкой на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка предоставления жилых помещений Министерством сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно п.п. 3,4,9,10 Порядка предоставления жилых помещений к компетенции Министерства образования Омской области отнесено не только формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения; но и предоставление на запрос Министерства имущества в течение 2 рабочих дней сведений о детях-сиротах, с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В полном объеме на момент постановки решения данные действия Министерством образования совершены не были.
После постановки на учет в качестве нуждающейся жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
По информации Министерства образования Омской области от " ... " Глазачева К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Омского муниципального района Омской области ( " ... ").
Из письменного отзыва представителя Министерства образования, пояснений в суде первой инстанции следует, что в настоящее время Глазачева К.В. числится в списке под N " ... ", право истца не нарушено, жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности ( " ... ".).
При таком положении, учитывая также, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, сведений о предоставлении жилого помещения истцу не имеется, отсутствуют основания полагать, что до конца 2013 года истец будет обеспечена жилым помещением в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Доводы подателя жалобы о том, что в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право, при том, что из содержания решения следует, что ответчикам надлежит исполнить решение суда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, также на законность судебного постановления повлиять не могут.
При установленных судом обстоятельствах, ссылки автора жалобы на то, что Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает предоставление соответствующего жилого помещения незамедлительно по достижении возраста 18 лет, правильность выводов суда не опровергает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 25 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.