Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Коваленко А.И., Прокаевой Е.Д.
с участием прокурора Кобзарь А.П.
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новоорского района Оренбургской области на решение Новоорского районного суда от 26 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Ряскова Р.Р. к администрации муниципального образования "Новоорский район" Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., заключение прокурора, полагавшего, что резолютивная часть решения суда подлежит изменению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Ряскова Р.Р. к администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области об обеспечении вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что Рясков Р.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. За Рясковым Р.Р. объекты недвижимости не зарегистрированы. От Ряскова Р.Р. в прокуратуру поступило заявление о защите его жилищных прав. Просил обязать администрацию МО "Новоорский район" обеспечить Ряскова Р.Р. жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенным применительно к населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Оренбургской области.
В судебном заседании исковые требования Рясков Р.Р. поддержал.
Представитель истца помощник прокурора района Кулешова К.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО "Новоорский район" Филиппова Е.Г., действующая на основании доверенности от 11.01.2013 года, в судебном заседании не присутствовала, представила отзыв на иск, в котором указала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение детей-сирот жилым помещением осуществляется за счет средств субъекта РФ и может быть возложено на администрацию района только в случае выделения субвенции Правительством Оренбургской области, которая до настоящего времени на обеспечение жильем Ряскова Р.Р. не предоставлена.
Представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился.
Решением суда исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области, действующего в интересах Ряскова Р.Р., удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию МО "Новоорский район" Оренбургской области обеспечить Ряскова Р.Р., (дата) года рождения, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет средств субъекта Российской Федерации - бюджета Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Новоорский район" просит решение суда отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Рясков Руслан Рудольфович (дата) года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: отец - Р.Р.Ю., мать - Р.К.С. лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе Ряскова Руслана Рудольфовича на основании решений Новоорского районного суда Оренбургской области от 22.08.2005 года и от 03.04.2008 года.
Постановлением главы администрации МО Новоорский район от (дата) N N Рясков Р.Р. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Новоорский поссовет" N от (дата) Рясков Р.Р. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением администрации МО "Новоорский поссовет" N от (дата) Рясков Р.Р. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников, нуждающихся в жилых помещениях, как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно материалам дела, Рясков Р.Р. с (дата) зарегистрирован в. (адрес), с (дата) проживал в Кирсановском детском доме.
Согласно акту обследования жилищных условий, Рясков Р.Р. проживал в (адрес) в комнате общежития, принадлежащем ***
Из уведомления Новоорского отдела Росреестра по Оренбургской области от 28.01.2013 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Ряскова Р.Р. на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений. Аналогичная справка выдана Новоорским филиалом ГУП "ОЦИОН" по Оренбургской области от 22.01.2013 года.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения Ряскова Р.Р. жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, однако считает, что решение суда в части отсутствия указания на наименование жилищного фонда, из которого подлежит выделению жилое помещение Ряскову Р.Р. подлежит изменению, с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Также в новой редакции изложена статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Рясков Р.Р. до 1 января 2013 года не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, так как не обратился в суд и не был обеспечен жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения приведенных выше правовых норм в редакции, действующей с 1 января 2013 года. Следовательно, Рясков Р.Р. подлежит обеспечением жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению, администрация МО "Новоорский район" Оренбургской области обязана обеспечить Ряскова Р.Р. благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет средств субъекта Российской Федерации - бюджета Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанности по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является необоснованным, поскольку на основании ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ статью 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан", исполнение данных государственных полномочий возложено на органы местного самоуправления Оренбургской области.
Отсутствие необходимого финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, также не может служить основанием для нарушения установленного законом права Ряскова Р.Р. на своевременное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, участвующих в деле лиц. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоорского района Оренбургской области от 26 июля 2013 года изменить.
Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции "Обязать администрацию МО "Новоорский район" Оренбургской области обеспечить Ряскова Р.Р., (дата) года рождения, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.