Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего: Ярыгиной Е.Н.,
судей: Кисловой Е.А., Раковского В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стрельцовой А.В.,
рассмотрев в г.Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Ярыгиной Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Орска на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 01 августа 2013 года
по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Гончаренко ***, к администрации г.Орска, Правительству Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Орска, действуя в интересах Гончаренко Ю.С., обратился в суд с иском, указав, что Гончаренко Ю.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в (дата) признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учёт с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по этой категории лиц, окончила образовательное учреждение, достигла совершеннолетия, своего жилья не имеет. Гончаренко Ю.С. до настоящего времени не обеспечена жильем. Прокурор просил обязать Правительство Оренбургской области, администрацию МО г.Орск, предоставить Гончаренко Ю.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Нефедов А.Н., истец Гончаренко Ю.С. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, дали пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г.Орска в судебное заседание не явился, был извещен. В отзыве возражал против удовлетворения иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений, указанной категории лиц, предусматривающий, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Жилое помещение предоставляется в порядке установленном законодательством РФ.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен. В отзыве возражал против удовлетворения иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений, указанной категории лиц, предусматривающий подачу заявления о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подается в орган исполнительной власти Оренбургской области в сфере образования. Включение в данный список осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 01 августа 2013 года частично удовлетворен иск прокурора Ленинского района г.Орска.
Суд обязал администрацию г.Орска однократно предоставить Гончаренко Ю.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области отказано.
В апелляционной жалобе администрация г.Орска с решением суда не согласилась, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Гончаренко Ю.С., представители ответчиков- администрации г.Орска, Правительства Оренбургской области, представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска, были извещены.
Заслушав судью докладчика, прокурора Устабаева Е.Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, считавшего решение суда законным и обоснованным, обозрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
В абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей согласно ст. 1 указанного Закона признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принят Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", регулирующий отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 5 указанного Закона наделяет органы местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Закон вступил в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года (статья 7).
Судом установлено, что родителями Гончаренко Ю.С. доводятся ***8 и ***9
***8 осуждена приговором Дзержинского суда г.Оренбурга от 20 декабря 2004 года к лишению свободы. ***9 умер (дата).
Гончаренко Ю.С. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы г.Орска от (дата) N над несовершеннолетней Гончаренко Ю.С. установлена опека, опекуном назначена ***10 и закреплено жилое помещение по (адрес)
В последующем, постановлением администрации г.Орска от (дата) N пункт 2 распоряжения от (дата) Nр в части закрепления за несовершеннолетней жилья отменен.
Постановлением главы города Орска N от (дата) Гончаренко Ю.С. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем поставлена на учет в жилищный отдел администрации г.Орска в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья.
(дата) Гончаренко Ю.С. окончила ГАОУ НПО "Профессиональный лицей N (адрес)".
Как установлено судом, недвижимого имущества по праву собственности и закреплённой жилой площади Гончаренко Ю.С. не имеет.
Гончаренко Ю.С. зарегистрирована в квартире, по (адрес), где помимо неё и собственника жилья- тёти ***10 зарегистрированы: ***11 и ***12
Из ответа жилищного отдела администрации г.Орска от 16 июля 2013 года N следует, что Гончаренко Ю.С. внесена в список для включения областной реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что Гончаренко Ю.С. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила образовательное учреждение, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, до 01 января 2013 года не реализовала свое право на получение жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что Гончаренко Ю.С. имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Гончаренко Ю.С. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования, возложив на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанность предоставить Гончаренко Ю.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении предъявленных исковых требований к Правительству Оренбургской области, возложив обязанность предоставить Гончаренко Ю.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на администрацию г.Орска.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд первой инстанции должен был применить Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, не влекут отмену решения суда, поскольку из решения суда видно, что судом правильно применен закон с изменениями, внесенными в действующее законодательство, вступившими в силу с 01 января 2013 года.
Гончаренко Ю.С. имеет право на обеспечение ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлен факт невозможности проживания Гончаренко Ю.С. в ранее занимаемом помещении, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в материалах дела не имеется сведений о том, что Гончаренко Ю.С. является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственником квартиры (адрес) или иного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и не представлены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, не влекут отмену решения суда, поскольку данный спор не входит в категорию дел, для которых предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, в связи с чем не имелось оснований и для возвращения искового заявления в порядке ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, участвующих в деле лиц. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 01 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.