Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Кудряшова В.К., Лебедевой Н.В., при секретаре Михалевой В.М., в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Оренбургская Техинформ-Компания" на решение Промышленного районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 02 сентября 2013 года по иску прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья "Малая Земля" и закрытому акционерному обществу "Оренбургская Техинформ-Компания" об устранении нарушений закона путем совершения определенных действий.
Заслушав доклад, представителей ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" Науменко Н.П., Мячину М.Ю., поддержавших доводы жалобы, прокурора Трофимова А.А., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился с вышеназванным иском, указав, что согласно условиям заключенного между ТСЖ "Малая Земля" и ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" соглашения N о взаимном сотрудничестве и информационном обмене от (дата) года, ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" обязуется осуществлять прием от граждан документов, необходимых для регистрации по месту жительства (пребывания), в жилых помещениях многоквартирных домов, снятии с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), формирование таких документов, а также вести картотеки и базы данных. Считает, что сотрудники ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" не являясь должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета и взимая плату за услуги, не имеют права оказывать услуги по приему документов для регистрации по месту жительства (пребывания), снятии с регистрационного учета, вести картотеки и базы данных, поскольку Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713 и положения Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной миграционной службы о 20.09.2007 N 208, предусматривают, что ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Действующим законодательством не предусмотрена передача вышеуказанных функций от должностных лиц, ответственных за регистрацию, иным юридическим лицам и коммерческим организациям.
Просил признать незаконными действия ТСЖ "Малая Земля" по передаче полномочий по регистрационному учету и снятию с регистрационного учета по месту жительства и (или) месту пребывания граждан Российской Федерации ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания"; признать п.п. *** соглашения N от (дата) о взаимном сотрудничестве и информационном обмене, заключенного между ТСЖ "Малая Земля" и ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания", недействительными.
Представители ответчика ЗАО ОТК Науменко А.Н. и Мячина М.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ТСЖ "Малая Земля" Пахомова М.В. просила в иске отказать.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация г.Оренбурга и Управления ФМС России по Оренбургской области (л.д.190).
Представители третьих лиц УФМС России по Оренбургской области и администрации города Оренбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением суда от 02.09.2013 года исковые требования прокурора Промышленного района города Оренбурга удовлетворены.
С указанным решением суда не согласен ответчик ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не привел материальный закон, примененный к данным правоотношениям, и не дана оценка их доводам о том, что оспариваемые пункты Соглашения заключены в соответствии со ст. 137 ЖК РФ, который имеет большую юридическую силу.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено, что в соответствии с заключенным между ТСЖ "Малая Земля" и ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" соглашением N о взаимном сотрудничестве и информационном обмене от (дата) года, ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" обязуется осуществлять прием и представление в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов, необходимых для регистрации по месту жительства (пребывания) в жилых помещениях многоквартирных домов, формировать, вести картотеки и базы данных, также осуществлять прием документов, необходимых для получения или замены паспорта граждан РФ, замены универсальной электронной карты граждан РФ (л.д.7).
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Правила регистрации и снятия граждан Российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона, в городах, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Гражданин Российской Федерации по вопросам регистрации и снятии с регистрационного учета, обращается к должностному лицу, ответственному за регистрацию (ст. 6 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее - Перечень).
Согласно п.4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В соответствии с Перечнем, ответственными за регистрацию являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Для осуществления регистрации граждане обращаются к названным должностным лицам, которые обязаны передать документы, предусмотренные правилами регистрации, вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства.
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288.
Согласно п.14 Положения о паспорте, в редакции Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N612, документы, необходимые для получения и замены паспорта граждане представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно либо через должностных лиц многопрофильных центров оказания государственных (муниципальных услуг).
Учитывая изложенные правовые нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что передача полномочий по регистрационному учету и снятию с регистрационного учета по месту жительства и (или) месту пребывания граждан Российской Федерации ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" не соответствует действующему законодательству, поскольку сотрудники ЗАО "Оренбургская Техинформ-Компания" не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию, и законодательством не предусмотрена передача функций должностных лиц, ответственных за регистрацию, иным юридическим или коммерческим организациям. Правильным является и вывод суда о том, что условие Соглашения об обязанности ЗАО "ОТК" осуществлять примем и предоставление в территориальные органы ФМС документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта граждан РФ нарушает действующее законодательство.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привел материального обоснования своего вывода, правильным признать нельзя, поскольку решение суда содержит ссылки на нормы материального права, регулирующие данные правоотношения.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что оспариваемые пункты Соглашения заключены в соответствии со ст. 137 ЖК РФ, который имеет большую юридическую силу. В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, и прочие договоры в интересах членов товарищества. Вместе с тем, указанная норма закона, устанавливает права товарищества в пределах его уставной деятельности (ст. 135 ЖК РФ). Передача товариществом собственников жилья полномочий должностного лица, указанным законом не предусмотрена.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Оренбургская Техинформ-Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.