Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Салащенко О.В., Никитиной А.И.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ярыгиной Е.Н., апелляционную жалобу администрации г.Орска на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 августа 2013 года по исковому заявлению прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Савельева ***, к администрации г.Орска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах Савельева П.Н., обратился в суд с иском, указав, что Савельев П.Н. является лицом из числа детей-сирот, признан нуждающимся в жилом помещении по этой категории лиц, окончил образовательное учреждение, достиг совершеннолетия, своего жилья не имеет.
В связи с тем, что Савельев П.Н., включён в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но до настоящего времени не обеспечен жильем, просил обязать администрацию МО г.Орск предоставить Савельеву П.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебное заседание истец Савельев П.Н. не явился, был извещен.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н. исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что несмотря на включение истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, администрация г.Орска мер к предоставлению жилья не принимает.
Представитель ответчика администрации г.Орска в судебное заседание не явился, был извещен. В отзыве возражал против удовлетворения иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц, предусматривающий, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Законодательно субъекты Российской Федерации наделены правом создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и обязаны формировать список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Включение в список детей-сирот осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в список.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 августа 2013 года удовлетворен иск прокурора Советского района г.Орска. Суд обязал администрацию г.Орска однократно предоставить Савельеву П.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Не согласившись с решением суда, администрация г.Орска подала апелляционную жалобу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Савельев П.Н., представитель ответчика администрации г.Орска, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, были надлежаще извещены.
Заслушав судью докладчика, прокурора Устабаева Е.Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
В абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей согласно ст. 1 указанного Закона признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принят Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", регулирующий отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 5 указанного Закона наделяет органы местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Закон вступил в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года (статья 7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Савельев П.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку до достижения им совершеннолетия его родители - ***8 и ***9 умерли.
(дата) Савельев П.Н. окончил Зиянчуринскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. (дата) окончил ГАОУ "Профессиональный лицей N (адрес)", (дата) окончил ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N (адрес)".
Недвижимого имущества по праву собственности Савельев П.Н. не имеет.
Согласно сообщению управления образования администрации г.Орска на основании распоряжения администрации (адрес) от (дата) N за Савельевым П.Н. закреплено жилое помещение по (адрес) Указанное распоряжение не отменялось.
По данному адресу Савельев П.Н.снят с регистрационного учета (дата), жилое помещение согласно договору приватизации от (дата)г передано в собственность ***8
Согласно письму главы администрации (адрес) от (дата) N Савельев П.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в областной реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На дату рассмотрения дела истец зарегистрирован в доме по (адрес) собственниками которого является ***8и члены ее семьи.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что Савельев П.Н. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, до 01 января 2013 года не реализовал свое право на получение жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что Савельев П.Н. имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Савельева П.Н. гарантированного права на предоставление жилья суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования, возложив на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанность предоставить Савельеву П.Н. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования к администрации г.Орска, возложив обязанность предоставить Савельеву П.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на ответчика.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд первой инстанции должен был применить Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, не состоятельны, поскольку суд правильно применил закон с изменениями, внесенными в действующее законодательство, вступившими в силу с 01 января 2013 года.
Савельев П.Н. имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, данное право должно быть реализовано органом местного самоуправления, поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если ребенок-сирота не реализовал свое право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и не представлены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, также не основаны на законе. Данный спор не входит в категорию дел, для которых предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, в связи с чем не имелось оснований и для возвращения искового заявления в порядке ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлен факт невозможности проживания Савельева П.Н. в ранее занимаемом помещении, что истец отказался от участия приватизации и необоснованно выписался из закрепленного ранее жилого помещения, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства с учетом характера спора не относятся к юридически значимым. Материалами дела установлено, что данные истца внесены ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в областной реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и дату рассмотрения дела Савельев П.Н.не имеет на праве собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, что является необходимым условием для предоставления ему в силу положений действующего законодательства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы мотивированные выводы суда не опровергают, основаны на неправильном толковании законы, сводятся к переоценке выводов суда, что не может служить основанием к отмене или изменению решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации г.Орска оставить без удовлетворения, решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 августа 2013 года - без изменений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.