Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Кисловой Е.А., Чердынцевой В.Г.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 05 сентября 2013 года по делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Денисенко Т.В., к администрации города Орска Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района г.Орска, действующий в интересах Денисенко Т.В., обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Денисенко Т.В., (дата) года рождения, является лицом из числа детей-сирот. (дата) над ней установлена опека, опекуном назначена К., поскольку её отец отбывает наказание, мать воспитанием ребенка не занимается, впоследствии родители истца умерли: отец В. - (дата) года, мать Л. - (дата) года.
В 2010 году Денисенко Т.В. окончила обучение в МОАУ СОШ N г.Орска.
Поскольку в настоящее время Денисенко Т.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, просил возложить обязанность на ответчика по предоставлению Денисенко Т.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании Денисенко Т.В., старший помощник прокурора Шафир Э.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании ответчик- представитель администрации г.Орска, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области не присутствовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Решением суда от 05 сентября 2013 года удовлетворены исковые требования прокурора, действующего в интересах Денисенко Т.В.
Судом возложена обязанность на администрацию г. Орска предоставить Денисенко Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г.Орска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суде апелляционной инстанции истец Денисенко Т.В., представители ответчика администрации (адрес), третьего лица (адрес) не присутствовали, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимова А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступившие в отношение неё возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Денисенко Т.В. родилась (дата), её мать Л. умерла (дата), отец В. умер (дата).
Распоряжением администрации Советского района г.Орска N от (дата) над несовершеннолетней Денисенко Т.В. установлена опека, опекуном назначена К. При этом за Денисенко Т.В. закреплена жилая площадь по (адрес)
Постановлением администрации г.Орска N от (дата) отменено ранее принятое решение о закреплении за несовершеннолетней Денисенко Т.В. жилого помещения по указанному адресу.
18 июня 2010 года Денисенко Т.В. окончила обучение в муниципальном общеобразовательном автономном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N г.Орска"
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" сведения о правах Денисенко Т.В. на недвижимое имущество отсутствуют.
Денисенко Т.В. на основании заявления от 17 апреля 2013 года включена в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено, что распоряжениями администрации г. Орска от 16.10.2006 года N общежитиям по (адрес), в котором Денисенко Т.В. зарегистрирована, и (адрес) присвоен правовой статус жилых домов с квартирами коммунального заселения. В списках граждан для закрепления права проживания в жилых домах по (адрес) Денисенко Т.В. не значится.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Денисенко Т.В., являясь лицом, из числа детей-сирот, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, установив, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником жилого помещения.
Из представленных в материалы дела документов судом достоверно установлено, что в связи с формированием новых объектов жилых помещений в доме по (адрес) включено в состав квартиры N и обременено правом пользования иного лица, Денисенко Т.В. в списке лиц, имеющих право пользования жилыми помещениями в бывшем общежитии, отсутствует.
При этом суд учёл, что истцом соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, администрацией г. Орска включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, достигла возраста 18-лет и завершила обучение в образовательном учреждении.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Денисенко Т.В. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья суд обоснованно с учётом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования в части возложения на администрацию г.Орска обязанности предоставить Денисенко Т.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении судом порядка установления факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении и как обязательного условия предоставления жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку судом установлен факт отсутствия закрепленного за Денисенко Т.В. какого-либо жилого помещения.
С учетом, действующих на момент рассмотрения дела, вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции принял решение о возложении на администрацию г. Орска обязанности по обеспечению Денисенко Т.В. жилым помещением. Учитывая, что администрация г.Орска не реализовала данное право истца суд обоснованно пришел к выводу, что этим нарушаются права и интересы Денисенко Т.В. и имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом. В связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылка в жалобе о несоблюдении установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора является несостоятельной, поскольку нормами действующего законодательства в данной области, досудебный порядок рассмотрения споров не предусмотрен.
Доводы жалобы на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета и очередности включения в список льготной категории не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.