Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей областного суда Судак О.Н., Федотовой Е.В.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Глазова С.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2013 года по иску Глазова С.Е. к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Вольный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу о признании не подлежащими применению изменение условий трудового договора, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., истца Глазова С.Е. и его представителя О. С.В., доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителей ответчика К. Н.Н. и К. Т.П., просивших решение суда оставить без изменений, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Глазов С.Е. обратился в суд с указанным выше иском к ФГКУ комбинат "Вольный" Росрезерва по тем основаниям, что с 23.11.2009 года работает у ответчика на должности начальника караула отдельной команды ведомственной охраны на основании трудового договора N *** от 23.11.2009 года.
До трудоустройства к ответчику истец проходил действительную военную службу офицером (по контракту), является ветераном ВС РФ, имеет выслугу более 20 лет, в связи с этим, на основании действующего законодательства и трудового договора, ему с 01.05.2010 года была установлена компенсационная надбавка: персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,20.
26.04.2013 года ответчик вручил истцу уведомление об изменении с 15.06.2013 года определенных сторонами условий трудового договора, которым в связи с принятием нового коллективного договора в Положение о порядке выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет исключается пункт: время нахождения на военной службе, а именно "время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы".
Полагая, что действия ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права на получение заработной платы, истец просил суд признать не подлежащему применению изменение условий трудового договора от 15.06.2013 года, исключающие выплату персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет за время нахождения на военной службе по контракту.
В судебном заседании истец Глазов С.Е., его представитель О. С.В. настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Ф. О.В. и К. Н.Н. в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, поддержали заявленное ранее ходатайство об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2013 года исковые требования Глазова С.Е. оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласился Глазов С.Е., в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Указанные в исковом заявлении обстоятельства работы истца у ответчика первоначально в должности стрелка отдельной команды ведомственной охраны, а с 07.05.2010г. в должности начальника караула ведомственной охраны, а также прохождение ранее истцом военной службы в Оренбургском высшем зенитном ракетном училище (военном институте) в период с 01.08.1987г. по 16.01.2009г. продолжительностью 21 год 05 месяцев 16 дней подтверждены материалами дела и никем не оспариваются.
Судом установлено, что в соответствии с условиями трудового договора от 23.11.2009г. N255 истцу установлена заработная плата в размере: должностного оклада, ставки заработной платы в размере *** рублей в месяц, а с 07.05.2010г. в размере *** рублей, компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), а также стимулирующие выплаты, выплата которых осуществляется в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.
По условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 23.11.2009 года N 255 компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), к числу которых относится персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет, составляет 0,20.
Указанный персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет был установлен работодателем на основании действующего в период возникновения трудовых отношений Коллективного договора от 11.02.2010г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 Положения о порядке выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, являющегося приложением N7 к названному Коллективному договору, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.
Таким образом, ранее истцу устанавливался стаж, необходимый для начисления вознаграждения за выслугу лет, исходя из времени нахождения на военной службе по контракту, продолжительность которой составляла 21 полный год.
20 марта 2013 года общим собранием коллектива ФГКУ комбинат "Вольный" Росрезерва на 2013-2016 годы был принят Коллективный договор, положениями которого был изменен порядок исчисления стажа работ, дающей право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет.
Согласно п. 1 ч. 2 Положения о порядке выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, являющегося приложением N7 к названному Коллективному договору, в общий стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента, включается только общее количество лет, проработанных в системе государственного резерва.
В связи с принятием на общем собрании нового Коллективного договора, 26.04.2013 года истец был ознакомлен с уведомлением об изменении определенных сторонами условий трудового договора от 12.04.2013 года, исключающим время нахождения на военной службе по контракту для исчисления общего трудового стажа, в результате чего снизился размер компенсационных выплат к должностному окладу истца.
Исковые требования истца основаны на его позиции о том, что изменение условий трудового договора, исключающие выплату ему персонального коэффициента к окладу за выслугу лет в размере 0,20, противоречит требованиям Трудового кодекса РФ, а также Закону РФ "О статусе военнослужащих".
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу, что не включение времени службы в Вооруженных Силах РФ в общий стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, не может служить основанием к нарушению прав истца, поскольку время службы в Вооруженных Силах включается в общий трудовой стаж, но не включается в стаж работы в федеральных бюджетных и казенных учреждениях (непрерывный стаж), так как непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующую не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника. Непрерывный трудовой стаж имеет значение при получении работником дополнительных благ, которые являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем.
Изменения в коллективный договор, отменяющие включение в общий стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет времени нахождения на военной службе, внесены в установленном порядке в полном соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации и подписаны от имени работников председателем Совета трудового коллектива, являющимся представителем стороны по договору.
Кроме того, работодатель вправе самостоятельно по своему усмотрению, согласованному с представителями работников, определять периоды, подлежащие включению в общий стаж работы, дающей право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах при правильном применении норм материального права.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года N 583 с 01.12.2008 года установлены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялось на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений.
Положениями п. 7 названного Постановления предусмотрено, что федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ необходимо утвердить до 01.09.2008 года примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденным Минздравсоцразвития РФ.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. N 818 утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, которые предусматривают в качестве выплаты стимулирующего характера выплату за стаж непрерывной работы (выслугу лет) и устанавливают, что при введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Согласно п. 2.3 Примерного положения об оплате работников федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва", положением об оплате и стимулирования труда работников ФГУ может быть предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам, в том числе повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет. Персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем работникам в зависимости об общего количества лет, проработанных в системе государственного резерва. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет: при выслуге лет от 3 года до 5 лет - 0,05.
Таким образом, ни действующим законодательством, ни коллективным договором либо локальным нормативным актом не предусмотрено включение военной выслуги лет в общий стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет.
Более того, в соответствии с абз. 3 п. 5 статьи 23 Закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Согласно п. 3 ст. 10 названного Закона, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Исходя из смысла указанных правовых норм, названные права и гарантии гражданам, уволенным с военной службы, относятся к реализации указанными гражданами своих пенсионных прав и не регламентируют обязанность работодателя в любом случае учитывать военную службу для исчисления количества лет, проработанных в системе государственного резерва.
Несогласие истца с принятием нового коллективного договора и изменением системы оплаты труда не могут быть состоятельными, поскольку в установленном законом порядке ни коллективный договор, ни отдельные его условия истцом оспорены не были.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Глазова С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.