судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Углановой М.А., Георгиновой Н.А.
с участием прокурора Териной Н.Н.,
при секретаре Мелещенко Т.В.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по заявлению ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Д.А.Н,
по апелляционной жалобе Д.А.Н,
на решение Урицкого районного суда Орловской области от 13 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Заявленные требования ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Д.А.Н, удовлетворить.
Установить за Д.А.Н,, "дата" года рождения, административный надзор сроком на " ... " года.
Установить в отношении Д.А.Н, административные ограничения в виде:
запрещения посещения мест массового отдыха людей, проведения мероприятий с их массовым участием;
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 30 минут до 6 часов 00 минут ежедневно;
запрещения выезда за территорию Орловской области;
обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Д.А.Н, необходимо исчислять с момента его постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., заключение прокурора Т.Н.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Орловской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Д.А.Н,
В обоснование требований указывалось, что Д.А.Н, осужден по приговору " ... " районного суда от "дата" по п. " ... " ч. " ... " ст. " ... ", п.п. " ... " ч. " ... " ст. " ... ", ч. " ... " ст. " ... " УК РФ с учетом изменений, внесенных постановлением " ... " районного суда Орловской области от "дата", определением судебной коллегии по уголовным делам Орловского областного суда от "дата", постановлением " ... " районного суда "адрес" от "дата" в виде " ... " лет " ... " месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
"дата" Д.А.Н, освобождается по отбытию срока наказания и убывает на постоянное место жительство по адресу: "адрес".
Поскольку за время отбывания наказания осужденный Д.А.Н, поощрений не имел, за систематические нарушения установленного порядка отбывания наказания к нему применялись взыскания, характеризуется как не стремящийся встать на путь исправления, с учетом тяжести совершенного преступления, а также с наличием высокой вероятности совершения им правонарушений после освобождения, просили установить в отношении Д.А.Н, административный надзор на срок три года, установив также следующие ограничения: запрещения посещения мест массового отдыха людей, проведения мероприятий с их массовым участием; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 30 минут до 06 часов 00 минут ежедневно; запрещения выезда за территорию Орловской области; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании Д.А.Н, возражал против установления в отношении него административного надзора и соответствующих ограничений.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Д.А.Н, просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит довод о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для установления в отношении него административного надзора и применения ограничений, поскольку это ухудшает его положение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК РФ и ФЗ N 64-ФЗ от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст. 6 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Аналогичное положение содержится в ст. 261.5 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывающего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с упомянутым Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 приведенного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части первой настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Из приведенных норм Федерального закона следует, что основанием для установления административного надзора является факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 приведенного Федерального закона). На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.Согласно ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что преступление, предусмотренное п. " ... " ч. " ... " ст. " ... " УК РФ, за совершение которого отбывает наказание Д.А.Н,, в соответствии с действующим законодательством, относится к категории тяжких преступлений. Постановлением начальника ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Орловской области от "дата" Д.А.Н, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 12). В период отбывания наказания осужденный Д.А.Н, неоднократно нарушал установленный порядок отбывания, за что имеет " ... " взысканий. (л.д. 15). Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Орловской области, суд первой инстанции правильно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для установления за Д.А.Н, административного надзора, поскольку он был осужден за совершение тяжкого преступления и был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При установлении Д.А.Н, видов административных ограничений судом первой инстанции правильно учтены обстоятельства совершения им преступления, тяжесть и характер совершенного преступления, его личность, и применены административные ограничения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Срок административного надзора в отношении Д.А.Н, установлен в пределах, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, а установление в отношении Д.А.Н, административного надзора сроком на три года является необходимой и соразмерной мерой, обусловленной интересами общественной безопасности, соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Выводы суда основаны на представленных доказательствах. Довод апелляционной жалобы Д.А.Н, о том, что административный надзор не может быть установлен, поскольку ухудшает его положение, основан на неправильном толковании норм права и не может служить основанием для отмены решения суда. Установление в отношении Д.А.Н, административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту его жительства. Каких-либо нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения суда судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.А.Н, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.