судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Зубовой Т.Н. и Коротченковой И.И.
при секретаре Лариной Т.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Шуваева Геннадия Сергеевича к администрации г.Орла о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе администрации города Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 27 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Шуваева Геннадия Сергеевича удовлетворить.
Признать за Шуваевым Г.С. нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию г.Орла предоставить Шуваеву Сергеевичу, "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухиной Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Шуваева Г.С. и его представителя по устному ходатайству Соловьева Н.М., пояснения представителя Департамента образования, молодёжной политики и спорта Орловской области и Департамента финансов Орловской области по доверенностям Кондрашовой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шуваев Г.С. обратился в суд с иском к администрации города Орла о предоставлении жилья.
В обоснование заявленных требований указывал, что он относится к числу детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Он воспитывался в Мценском детском доме для детей дошкольного возраста, в Некрасовской школе- интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а затем в Тельченской вспомогательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании которой с " ... " год обучался в " ... ".
По окончании училища он поступил на работу в " ... "", где ему было предоставлено койко-место в общежитии, при этом ордер ему не выдавался. В указанной комнате он зарегистрировался и проживает с " ... " года.
Поскольку заочным решением Северного районного суда "адрес" от "дата" были удовлетворены его исковые требования к ФИО9 о признании утратившим право пользования комнатой N и снятии его с регистрационного учета, поэтому в настоящее время в данной комнате он проживает один, которая является общежитием и имеет частичные удобства, отсутствуют горячая вода и ванная комната.
Поэтому просил суд обязать орган местного самоуправления в лице администрации города Орла предоставить ему по договору специализированного найма на состав семьи один человек отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Орле площадью не менее 28-33 кв.м.
В ходе рассмотрения дела истец свои исковые требования уточнил и просил суд признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать орган местного самоуправления в лице администрации города Орла предоставить ему по договору специализированного найма на состав семьи один человек отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Орле площадью не менее 28-33 кв.м.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области и Департамент финансов Орловской области.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация города Орла ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права: суд неверно истолковал смысл правовых норм, регулирующих данные правоотношения, и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ссылается на то, что комната, в которой проживает истец, является муниципальной собственностью, поскольку с дома снят статус общежития и данная комната значится в едином реестре муниципального имущества МО "Город Орёл".
Кроме того, указывает, что из содержания статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 04.05. 2007 N 36 В07-3.
Поэтому полагает, что поскольку истец является нанимателем данной комнаты по договору социального найма, следовательно, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, так как на него одного приходится более установленной в городе Орле учётной нормы общей жилой площади.
Приводит также довод о том, что с заявлением о принятии на учёт для предоставления жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию города Орла Шуваев Г.С. обратился в возрасте 33 года, вместе с тем, федеральный законодатель распространил действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 - ФЗ на лиц, достигших 18 - летнего возраста, и предоставил им право пользоваться мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-0З (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно данному Закону, принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-03)
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Как установлено материалами дела, Шуваев Г.С. относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Шуваев Г.С. родился "дата" в г. Орле и воспитывалась в различных образовательных учреждениях, где находился на полном государственном обеспечении: в Мценском детском доме для детей дошкольного возраста, затем в Некрасовской школе - интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Тельченской вспомогательной школе - интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании которой обучался в " ... ".
После окончания училища "дата" Шуваев Г.С. был принят на работу в " ... "", где ему было предоставлено койко - место площадью 4, 4 кв.м. в общежитии по адресу: г. Орёл, "адрес"; " ... "
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.8), копией лицевого счета ( л.д. 23), выпиской из поквартирной карточки (л.д. 24).
Согласно постановлению администрации "адрес" N от 10.03.2004, с жилых помещений в "адрес" в "адрес" был снят статус общежития, кроме отдельных комнат, в том числе, комнаты " ... " в которой кроме Шуваева Г.С. было зарегистрировано ещё несколько человек ( л.д. 25).
В настоящее время в данной комнате зарегистрирован и проживает только один Шуваев Г.С., поскольку заочным решением Северного районного суда "адрес" от "дата" по его иску ФИО9 был признан утратившим право пользования комнатой N "адрес", а ФИО10 и ФИО11 в добровольном порядке снялись с регистрационного учёта по указанному адресу.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что постановления о предоставлении Шуваеву Г.С. вышеуказанной комнаты по договору социального найма администрацией г. Орла не выносилось, до настоящего времени согласно выписке из лицевого счёта от "дата" и поквартирной карточки истец пользуется жилой площадью размером 4,4 кв.м., т.е. занимает в ней только койко- место.
Кроме того, установлено и не отрицалось сторонами по делу, что в жилой комнате имеется центральное отопление, а в коридоре холодное водоснабжение (умывальник), канализация, туалет, ванная комната (душ) и горячее водоснабжение отсутствуют.
Действовавшим на тот момент ЖК РСФСР, статья 40, было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Перечень показателей непригодности, неблагоустроенности жилого помещения содержался в "Методике по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания", утвержденной приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.12.1999 г. N 177. Пунктом 2.34 указанной методики было предусмотрено, что неблагоустроенными являются комната в коммунальной квартире, где не имеется ванной комнаты, горячего водоснабжения.
В настоящее время частью 2 статьи 15 ЖК РФ также предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
На основании п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно - питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Установив, что до настоящего времени право Шуваева Г.С. на получение благоустроенного жилого помещения как ребенку - сироте не реализовано, в собственности истца другого жилого помещения не имеется, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал администрацию города Орла предоставить Шуваеву Г.С. благоустроенное жилое помещение в городе Орле общей площадью не менее 28 - 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
По указанным основаниям довод жалобы ответчика о том, что истец является нанимателем данной комнаты по договору социального найма, следовательно, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, является несостоятельным и не влечёт отмену решения суда.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Орла - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.