Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.
судей Георгиновой Н.А. и Углановой М.А.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Р.А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 02 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Р.А.Н. удовлетворить.
Признать за Р.А.Н. право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Р.А.Н. и производить выплату пенсии по старости с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Георгиновой Н.А., доводы представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности К.Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу истца Р.А.Н., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Р.А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований Р.А.Н. указывал, что в период с 03.09.1984 г. по 31.01.2006 г. он постоянно работал в филиале государственного предприятия Орловской области " " ... "", осуществлял свою трудовую деятельность на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которое относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
12 ноября 2012 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении в связи с наличием у него специального стажа на работах, предусмотренных Списком N 2, а также ввиду постоянной работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 23.11.2012 г. истцу было отказано в досрочном пенсионном обеспечении по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, со ссылкой на отсутствие документального подтверждения его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считая решение ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области незаконным, истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянной работой на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента возникновения такого права, т.е.с "дата".
Представитель ответчика- ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на правомерность отказа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Ссылается на отсутствие документального подтверждения работы истца в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. на территории, отнесенной к зоне с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у него права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить Р.А.Н. выплату пенсии с "дата" г., поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом, в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-Р, действовавшим до 01.02.1998 года, а также действующим Перечнем, утвержденным постановлением Правительством РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582, населенный пункт -д.Конёвка Платоновского с/с Орловского района Орловской области находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как видно из материалов дела, решением ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 23.11.2012 г. истцу Р.А.Н., обратившемуся в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 г. по 31.01.2006 г., а также в связи с отсутствием сведений о работе на загрязненной территории в выписке из его индивидуального лицевого счета за период с 01.01.1997 г. по 31.12.2002 г. и с 01.03.2003 г. по 31.01.2006 г.
При этом, учтенный пенсионным органом период работы истца на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком N 2 от 26.01.1991, составил 24 года 08 месяцев 18 дней, в связи с чем, Р.А.Н. было разъяснено право на обращение в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет (л.д. 5-6).
Несогласие с решением пенсионного органа от 23.11.2012 г. послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Р.А.Н. ссылался на то обстоятельство, что в период с 26.04.1986 г. по 31.01.2006 г. (за исключением периода с 01.01.2003 г. по 28.02.2003 г.) он постоянно работал в ХМСУ " " ... "" (впоследствии преобразовано в " ... "), которое размещалось по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул. Коневская, 3, что обусловливает его право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что местом нахождения филиала государственного предприятия Орловской области " " ... " в спорный период являлась Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул. " ... ", что подтверждается Положением о филиале ГУП ОО " ... " (л.д. 10-12).
По делу установлено, что истец в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. постоянно осуществлял свою трудовую деятельность на территории Платоновского с/с вблизи населенного пункта -д. Коневка Орловского района Орловской области, т.е. на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, карточкой формы Т-2, справкой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от "дата" N, Положением о филиале государственного предприятия Орловской области " ... ", выкопировками карты Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области и радиационной карты Орловской области о местоположении предприятия, где работал истец, в зоне радиоактивного загрязнения в непосредственной близости к населенному пункту- д. Коневка Платоновского с/с, относящемуся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, показаниями свидетеля Е.Ю.М., который в связи с работой в должности врача по радиационной гигиене ЦГСЭ в период 1986-1989 г.г. непосредственно участвовал в мероприятиях по контролю за радиационной обстановкой на территории Орловского района Орловской области и подтвердил то обстоятельство, что территория Платоновского с/с, на которой располагались предприятия области, находилась в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.7-21,87, 168-171).
Факт постоянной работы истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получение им ежемесячной компенсации в связи с работой в зоне радиоактивного загрязнения в спорный период времени подтвердили допрошенные судом первой инстанции свидетели Т.З.П., А.А.И., Л.В.И., И.Р.И., достоверность показаний которых ответчиком не опровергнута.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что у Р.А.Н. возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями статьи 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что бесспорно учтенный пенсионным органом период работы истца на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком N 2 от 26.01.1991 г., на момент его обращения за досрочным пенсионным обеспечением составил необходимую продолжительность специального стажа, дающего ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность назначить Р.А.Н. "дата" года рождения, трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости, т.е. с "дата" года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. истец постоянно работал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а следовательно, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которую распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Несостоятельны, а потому не влекут отмену состоявшегося по делу решения, доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на пенсионный орган обязанности по назначению истцу пенсии с "дата" поскольку противоречат обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что вывод о взыскании с пенсионного органа в пользу истца расходов, понесенных им на оплату государственной пошлины при предъявлении иска в суд в размере " ... " рублей, содержится только в мотивировочной части решения суда, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть состоявшегося по делу решения указанием о взыскании с ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Р.А.Н. расходов, понесенных им на оплату государственной пошлины, в размере " ... " рублей.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Заводского районного суда города Орла от 02 октября 2013 года указанием о взыскании с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Р.А.Н. расходов, понесенных им на оплату государственной пошлины, в размере " ... " рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.