судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Майоровой Л.В., Углановой М.А.
при секретаре Журавлевой И.В.
в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Михеева Николая Николаевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом,
по апелляционной жалобе Михеева Николая Николаевича на решение Заводского районного суда города Орла от 24 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Михееву Николаю Николаевичу к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на территории с льготным социально - экономическим статусом, отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения Михеева Н.Н. и его представителя - Казначеевой А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Михеев Николай Николаевич обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывал, что с "дата" года работал машинистом автомобильного крана Автотранспортного цеха ОАО "Орелоблгаз", который располагался по адресу: Орловская область, Орловский район, с\п Плановское, ул.Монтажная, 14а.
Ссылался на то, что согласно справке главы администрации Платоновской сельской администрации, указанный адрес до 1 февраля 1998 года входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 N237-р.
Указывал, что ему производились компенсационные выплаты, а также предоставлялся отпуск большей продолжительностью в соответствии с Законом РФ N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Также указал, что он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что факт работы на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден.
Считал отказ незаконным и просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения на три года общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
Представитель ГУ - УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области при рассмотрении дела в суде первой инстанции Ковалева Н.Л. возражала против удовлетворения заявленных истицей требований.
Представитель ОАО "Орелоблгаз" при рассмотрении дела в суде первой инстанции Шевченко Д.Г. при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Михеев Н.Н. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что он работал в ОАО "Орелоблгаз" в автотранспортном цехе, который располагался на землях деревни Коневка Орловского района, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и поэтому имеет право на досрочное назначение пенсии.
Указывает, что факт его работы на загрязненной территории подтверждается показаниями свидетелей, выплатами работникам дополнительных денежных средств и предоставлением 7 дней к отпуску за работу на загрязненной территории.
Считает, что несостоятельными являются выводы суда о том, что адрес организации, в которой он работал, не указан в перечнях населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст.34 названного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно положениям ст.7 названного закона, его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых, начиная с 1991 года, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых, начиная с 1991 года, плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием -137 превышает 1 Ки/кВ.км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом отселения, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N237-Р и с 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N1582.
В силу стати 11 указанного Закона РФ зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, Михеев Н.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о снижении общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.
6 марта 2013 года ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области направило Михееву Н.Н. отказ в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с тем, что не представлено документов, подтверждающих факт работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. (л.д.8)
Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела, установлено, что Михеев Н.Н. с "дата" по "дата" работал на территории газонаполнительной станции ОАО "Орелоблгаз", которая находится на земельном участке, расположенном по адресу: Орловская область, Орловский район, с/п.Платоновское, ул.Монтажная, 14а.
Обращаясь в суд с настоящим иском Михеев Н.Н. ссылался на то, что вышеуказанное место работы находится в непосредственной близости к деревне Коневка, относящейся в зоне с льготным социально-экономическим статусом, однако по делу установлено, что земельный участок, на котором расположена газонаполнительная станция ОАО "Орелоблгаз", находится за пределами административных границ д. Коневка, а также не относится к какому-либо из населенных пунктов, предусмотренных указанными выше Перечнями.
Данное обстоятельство подтвердила, давая объяснения в суде первой инстанции, и представитель администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО1 пояснив газонаполнительная станция ОАО "Орелоблгаз" находится на территории промышленной зоны Платоновского сельского поселения, но не в черте населенных пунктов сельского поселения.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела карте территории города Орла и Орловского района Орловской области указанная газонаполнительная станция ОАО "Орелоблгаз" территориально расположена также рядом с административной границей города Орла, территория которого никогда не была отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В частности ул.Монтажная, на которой расположена данная ГНС, непосредственно примыкает к улице Раздольной г.Орла. (л.д.165)
Допрошенная по ходатайству истца в суде первой инстанции свидетель ФИО2 ранее работавшая " ... " в ОАО "Орелоблгаз", пояснила, что получала денежные средства для выплаты работникам в связи с их работой или проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС. Выплаты производились не всем работникам ГНС и в разных суммах.
Однако, из ответа КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения" филиал по Орловскому району следует, что Михеев Н.Н. не является получателем никаких компенсационных выплат по Орловскому филиалу КУ ОО "ОЦСЗ". (л.д.91)
Согласно данным Управления Федерального казначейства по Орловской области следует, что сведения о получении выплат в период с 1994 по 1996 годы сотрудниками организации ОАО "Орелоблгаз", расположенной на территории Платоновской сельской администрации не представлены в связи с истечением срока хранения документов. (л.д.93)
Свидетель ФИО3 работавший с "дата" в должности начальника " ... ", в суде также пояснил, что работникам ГНС производились выплаты в связи с их работой или проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, предоставлялся дополнительный отпуск в размере 7 дней до момента отнесения территории ГНС к Северному району города Орла.
Как следует из имеющихся в материалах дела копий приказов и записок об отпусках, Михееву Н.Н. по месту работы в период с 1992 года по 1999 года включительно наряду с основным ежегодным оплачиваемым отпуском предоставлялся дополнительный отпуск в размере 7 рабочих дней в год в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вместе с тем, само по себе предоставление истцу в указанный период его работы работодателем льгот, предусмотренных Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не является достаточным доказательством того обстоятельства, что территория, на которой работал истец, в силу требований статьи 11 данного Закона РФ должна относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как пояснил в настоящем судебном заседании в качестве специалиста " ... " все сведения, полученные в результате радиологических исследований территории области, проводившихся после катастрофы на ЧАЭС, концентрировались в МПО "Тайфун". На основании этих сведений были созданы карты с зонированием, которые утверждались Правительством РСФСР, а впоследствии Перечни населенных пунктов.
Также вышеуказанный специалист пояснял, что вся территория Северного промышленного района, на которой находится и территория ГНС ОАО "Орелоблгаз", попадала в зону загрязнения. Кроме того, непосредственно на территории ГНС с 1986г. до 1998г. в связи с необходимостью контроля безопасности имевшегося на данном предприятии оборудования, также проводились замеры уровня радиации, при этом мощность дозы излучения составляла около 120-130 микрорентген в час, плотность загрязнения почвы цезием 137 непосредственно на территории ГНС не измерялась, но, по его мнению, она должна была превышать 1 Ки/кв.км.
Между тем, согласно ответу на запрос суда из ФГБУ "НПО "Тайфун" данная организация не располагает сведениями относительно загрязненности территории, где расположено предприятие ОАО "Орелоблгаз" ФГБУ "НПО Тайфун". (л.д.180)
Каких-либо иных письменных доказательств, содержащих результаты измерений уровня радиоактивного загрязнения территории указанного предприятия в спорный период времени, в суд стороной истца, представлено не было и ходатайств об истребовании таких доказательств не заявлялось.
Из представленных суду карт загрязнения территорий на 1986 и 1996 годы, содержащихся в Атласе радиоактивного загрязнения территорий России, Белоруссии и Украины, не усматривается, находится ли занимаемый газонаполнительной станцией ОАО "Орелоблгаз" земельный участок в границах обозначенных на данных картах территорий с уровнем загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение осуществления им трудовой деятельности в спорный период времени на территории, отнесенной в установленном законом порядке к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ему производились выплаты дополнительных денежных средств и предоставлялось 7 дней к отпуску, не могут быть приняты во внимание, так как сами по себе не являются подтверждением факта осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период времени на территории, отнесенной в установленном законом порядке к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда города Орла от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Михеева Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.