судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Углановой М.А., Майоровой Л.В.
при секретаре Журавлевой И.Ю.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ч.Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 10 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Ч.Н.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об обязании назначения досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать за Ч.Н.В. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Ч.Н.В. пенсию по старости досрочно с "дата".
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Ч.Н.В. возврат госпошлины в размере " ... " рублей ( " ... ") рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - УПФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности К.Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Ч.Н.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ч.Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что при обращении
к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи
с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионный орган отказал ей в досрочном пенсионном обеспечении со ссылкой на то обстоятельство, что факт проживания истца в период с "дата" по "дата" в д. "адрес", территория которой с "дата" по "дата" относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Ч.Н.В., с учетом уточнения заявленных требований, просила суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с "дата" по "дата" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить ей выплату пенсии с "дата".
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области против удовлетворения исковых требований Ч.Н.В. по доверенности К.Н.Л. возражала, ссылаясь на правомерность отказа пенсионного органа в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права.
Ссылается на отсутствие документального подтверждения постоянного проживания Ч.Н.В. в зоне с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности производить Ч.Н.В. выплату пенсии с "дата", поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается
с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 403-О от 11 июля 2006 года назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01 февраля 1998 года - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-Р, с 01 февраля 1998 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 гола N 237-Р, действовавшем до 01 февраля 1998 года, населенный пункт - д. "адрес" отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Ч.Н.В., "дата" рождения, является уроженкой д. "адрес", с "дата" по "дата" была зарегистрирована по адресу: "адрес", с "дата" по "дата" - по адресу: "адрес", с "дата" по настоящее время - "адрес" (л.д. 6-8, 57).
По делу установлено, что "дата" истица обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением
о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 87).
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от "дата" Ч.Н.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения её постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с "дата" по "дата" (л.д. 9-10).
При этом, учтенный пенсионным органом суммарный период проживания истца с "дата" по "дата" в зоне с льготным социально- экономическим статусом составил " ... " месяцев " ... " дней (л.д. 9-10).
Несогласие с решением пенсионного органа от "дата" послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Ч.Н.В. ссылалась на постоянное проживание в д. "адрес" в период с "дата" по "дата", что обуславливает её право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истицы и установил, что постоянное проживание Ч.Н.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период подтверждено представленными доказательствами, в частности: справкой администрации " ... " N от "дата", данными амбулаторной карты её сына Ч.А.А., "дата" года рождения, из которой следует, что он наблюдался в " ... " с "дата" по "дата" и фактически проживал в д. "адрес" (л.д. 93-94, 100).
Согласно паспортным данным, Ч.Н.В., "дата" рождения, с "дата" по "дата" была зарегистрирована по адресу: "адрес"; с "дата" по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 7-8).
При разрешении спора судом установлено, что "дата" Ч.А.В. и Ч.Н.В. ( К.Н.В.) заключили брак (л.д. 17).
Согласно сведениям УФМС России по Орловской области в пгт. Змиевка истица была документирована паспортом гражданина СССР, образца "дата" серии 1-ТД N от "дата" " ... " РОВД Орловской области (л.д. 92).
Из копии похозяйственной книги N следует, что мать Ч.Н.В. - К.А.Д. и её супруг проживали в "адрес" (л.д. 31).
То обстоятельство, что Ч.Н.В. в период с "дата" по "дата" постоянно проживала в д. "адрес" подтвердили в суде свидетели А.Л.И., А.Р.М., С.Т.А., достоверность показаний которых ответчиком не оспаривалась.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в период с "дата" по "дата" Ч.Н.В. постоянно проживала в
д. "адрес", то есть на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период истица фактически проживала в зоне
с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, принимая во внимание бесспорно учтенный пенсионным органом суммарный период постоянного проживания истца с "дата" по "дата" на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Ч.Н.В. возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Ч.Н.В. и обязывая ГУ - УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию с "дата", суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истицы возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии документального подтверждения факта проживания истицы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не влияет на законность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на пенсионный орган обязанности по назначению истцу пенсии с "дата" не влекут отмену состоявшегося по делу решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.