судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Углановой М.А., Майоровой Л.В.,
при секретаре Журавлевой И.Ю.,
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ф.Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от "дата", которым постановлено:
"исковые требования Ф.Л.Г.
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области включить период работы Ф.Л.Г. с "дата" по "дата" в должности " ... " в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе орловской области назначить Ф.Л.Г. досрочную трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с даты первоначального обращения в ГУ Управление ПФ РФ в "адрес", то есть с "дата".
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области в пользу Ф.Л.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ф.Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что "дата" она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Период её работы с "дата" по "дата" в должности " ... " необоснованно не был включен ответчиком в стаж работы по специальности.
В связи с чем, уточнив исковые требования, просила суд включить вышеуказанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и обязать ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть
с "дата".
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Приводит довод о том, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о включении в специальный стаж работы Ф.Л.Г. периода её работы с "дата" по "дата" в должности " ... ", поскольку спорный период работы истицы не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как выслуга лет по состоянию на "дата" у неё составляет " ... " вместо требуемого 16 лет 08 месяцев.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования Ф.Л.Г., суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период времени истцом велась именно педагогическая деятельность, связанная с образовательным и воспитательным процессом и на момент осуществления Ф.Л.Г. трудовой деятельности действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный трудовой стаж.
Кроме того, суд указал, что являясь " ... " и одновременно работая " ... " в период с "дата" по "дата", осуществляя работу " ... " и имея при этом еженедельную учебную нагрузку в " ... ", истец имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что в дальнейшем законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с другими работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Данный вывод суда является ошибочным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила).
В соответствии с п. 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовую пенсию", периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
В силу подпункта "в" пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 17 ноября 2011 года N 1535-О-О, от 18 октября 2012 года
N 1881-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционно право граждан на социальное обеспечение. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Из указанных норм законодательства следует, что основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено законодателем в связи с изменением оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению. Поэтому
с учетом этого обстоятельства законодатель пересмотрел вопрос о дополнительных гарантиях в виде включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в должности педагога дополнительного образования, предусмотрев наличие двух вышеприведенных условий в совокупности.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Ф.Л.Г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет (л.д. 76-77).
Решением ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области от "дата" Ф.Л.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку по состоянию на "дата" стаж педагогической деятельности истицы составил " ... " вместо требуемого 16 лет 08 месяцев, и отсутствует факт работы в период с "дата" по "дата" в определенных должностях (л.д. 22-23).
Судом установлено, что в период с "дата" по "дата" Ф.Л.Г. работала " ... "; в период с "дата" по "дата" - " ... "; в период с "дата" по "дата" - " ... "; в период с "дата" и по настоящее время она работает " ... ", который "дата" переименован в " ... " и " ... "; с "дата" истица работает в должности " ... " в том же образовательном учреждении (л.д. 16-19, 20-21).
Исходя из условий, приведенных в п. 12 Правил, работа в должности " ... " с "дата" по "дата" могла быть зачтена в специальный стаж работы Ф.Л.Г. в том случае, если бы на указанную дату истица имела стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев.
Специальный стаж Ф.Л.Г. на "дата" с учетом зачтенных ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области периодов её работы составляет " ... ", что не достигает необходимого 25-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку на "дата" стаж работы истца в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, был менее 16 лет 08 месяцев, то спорный период работы истца в должности " ... " не подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что исключает возможность суммирования нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы на условиях выполнения истцом работы в должностях " ... ".
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано менее 16 лет 8 месяцев педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования Ф.Л.Г., поэтому решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение, которым отказать Ф.Л.Г. в удовлетворении иска к ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В апелляционной жалобе представителем ответчика ставится вопрос о возмещении судебных расходов в сумме " ... ", произведенных по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена в полном объеме, судебные расходы, понесенные ответчиком в суде апелляционной инстанции в виде оплаты госпошлины, в соответствии с ч. 2 ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению за счет Ф.Л.Г.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосильского районного суда Орловской области от 16 октября 2013 года отменить.
В удовлетворении иска Ф.Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости отказать.
Взыскать с Ф.Л.Г. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... ".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.