И.о.председателя Пензенского областного суда Рыженков А.М., рассмотрев жалобу в порядке надзора генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. на решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 25 сентября 2013 года и решение судьи Пензенского областного суда от 24 октября 2013 года по делу по жалобе генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. на решение заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЖСКХ",
УСТАНОВИЛ:
Решением заместителя прокурора Пензенской области В. от 15 августа 2013 года было отменено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное и.о.прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области 3 июля 2013 года по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЖСКХ".
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 25 сентября 2013 года решение заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2013 года оставлено без изменения, а жалоба ООО "ЖСКХ" - без удовлетворения.
Решением судьи Пензенского областного суда от 24 октября 2013 года решение заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2013 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 25 сентября 2013 года оставлены без изменения, а жалоба генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. - без удовлетворения.
12 ноября 2013 года в Пензенский областной суд поступила жалоба генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А., в которой заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, считая их незаконными.
Определением заместителя председателя Пензенского областного суда от 13 ноября 2013 года жалоба генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. принята к рассмотрению.
Истребованное 13 ноября 2013 года дело об административном правонарушении в отношении ООО "ЖСКХ" поступило в Пензенский областной суд 19 ноября 2013 года.
Проверив доводы жалобы генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. по материалам дела, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что 17 июня 2013 года в прокуратуру ЗАТО г. Заречного Пензенской области поступило заявление Б.А., Б.С. о возбуждении в отношении юридического лица - ООО "ЖСКХ" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23.1 КоАП РФ за нарушение требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года, выявленных в ходе ранее проведенной прокуратурой ЗАТО г. Заречного Пенезенской области проверки.
3 июля 2013 года и.о.прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях (бездействии) ООО "ЖСКХ" состава административного правонарушения.
Решением заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2013 года указанное определение от 3 июля 2013 года было отменено и материал был направлен на новое рассмотрение в прокуратуру ЗАТО г. Заречного Пензенской области.
Оставляя без изменение решение заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2013 года от отмене определения и.о.прокурора г. Заречного Пензенской области от 3 июля 2013 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в отношении ООО "ЖСКХ", судья признал установленным и исходил из того, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено по неполно исследованным обстоятельствам дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно провести проверку по заявлению Б.А., Б.С.
Данный вывод судьи является правильным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Подпунктами "б" и "в" пункта 9 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
В силу пункта 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Заречного Пензенской области проверки было установлено, что на сайтах в сети Интернет ООО "ЖСКХ" не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; сведения о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); отсутствует план работ на 2013 год; не размещена информация о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, а именно: количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 3 июля 2013 года, и.о.прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области дана оценка бездействию ООО "ЖСКХ" только по не размещению сведений о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведений о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), услуг, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов.
Однако не дана оценка иным нарушениям, выявленным в ходе ранее проведенной прокуратурой ЗАТО г. Заречного Пензенской области проверки, в частности, не размещению сведений о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); отсутствию плана работ на 2013 год; не размещению информации о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
С учетом изложенного судьи районного и областного судов обоснованно посчитали, что оснований к отмене решения заместителя прокурора Пензенской области от 15 августа 2008 года об отмене определения и.о.прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области от 3 июля 2013 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеется.
Довод жалобы о вынесении заместителем прокурора Пензенской области решения об отмене определения и.о.прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, который, по мнению заявителя, составляет два месяца, основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного наказания.
Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с данным Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Названный документ устанавливает порядок раскрытия, размещения управляющими организациями информации.
В силу положений статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеприведенные правовые нормы в их взаимосвязи регулируют правоотношения в области защиты прав потребителей.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из того, что по настоящему делу составлен решается вопрос о наличии в действиях ООО "ЖСКХ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, по факту нарушений в области защиты прав потребителей, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела по жалобе ООО "ЖСКХ" не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, и.о.председателя суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 25 сентября 2013 года и решение судьи Пензенского областного суда от 24 октября 2013года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ЖСКХ" Логинова И.А. - без удовлетворения.
И.о.председателя
Пензенского областного суда А.М.Рыженков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.