судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой С.А.
судей Земцовой М.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Ершовой Н.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Земцовой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 5 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Жуйковой А.В. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Жуйковой А.В. задолженность за 1999-2004 г.г. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рублей и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" рубль, а всего "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуйкова А.В. обратилась в суд с указанным иском к Министерству финансов Пензенской области, указала, что на основании постановления Главы администрации г.Сердобска Пензенской области от 13.07.1999 года N421 над ней была установлена опека, с 15.07.1999 года была назначена выплата опекунского пособия. Во исполнение постановления ее опекуну Кущенко Г.П. с 1999 года по 2004 год на опекаемого было выплачено ежемесячное пособие за 1999 год - "данные изъяты" рублей, за 2000 год - "данные изъяты" рублей, за 2001 год - "данные изъяты" рублей, за 2002 год - "данные изъяты" рублей, за 2003 год - "данные изъяты" рублей, за 2004 год - "данные изъяты" рубля. Однако выплаты пособия производились без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Пензенской области). По мнению истца, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, просил взыскать с Министерства финансов Пензенской области задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей.
05.09.2013 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Пензенской области считает решение суда первой инстанции необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Министерство финансов Пензенской области считает себя ненадлежащим ответчиком, так как из бюджета Пензенской области бюджету Сердобского района были выделены денежные средства, среди которых были средства на выплату опекунских пособий. То есть органы местного самоуправления, самостоятельно распоряжались указанными денежными средствами и самостоятельно определяли в каком объеме и на обеспечение каких полномочий данные денежные средства направить. Таким образом, по мнению ответчика, именно на органы опеки и попечительства должна быть возложена обязанность по выплате ежемесячного пособия опекунам, в связи с чем он и будет надлежащим ответчиком.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Постановлением Главы администрации города Сердобска Пензенской области от 13.07.1999 года N 421 "О назначении опеки над несовершеннолетними Ж и Ж.А." Кущенко Г.П. назначена опекуном Ж. иЖ.А ... Выплата опекунского пособия назначена с 15.07.1999 года.
Согласно справке отдела образования Администрации Сердобского района Пензенской области на истца, как на опекаемого выплачивались ежемесячно денежные средства: с 01.09.1999 года по 15.09.2008 года, сведения о выплате денежных средств в отделе образования на содержание Жуйковой А.В. с января 2001 года по декабрь 2004 года не сохранены за давностью лет.
Истец в исковом заявлении указал на то, что ей выплачено: за 1999 год - "данные изъяты" рублей, за 2000 год - "данные изъяты" рублей, за 2001 год - "данные изъяты" рублей, за 2002 год - "данные изъяты" рублей, за 2003 год - "данные изъяты" рублей, за 2004 год - "данные изъяты" рубля.
Федеральный закон от 24.07.1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " устанавливаются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
Согласно статье 5 Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 года N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1,2,3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 года N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28.08.1995 года N154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, следует вывод, что именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
При таких обстоятельствах Министерство финансов Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 1999 - 2004 годы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года N 11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года, пособие установлено в следующих размерах: с 01.01.2003 года детям oт 6 до 18 лет в размере - 1000 рублей, с 01.01.2004 года не менее 1300 рублей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года N 282 -пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря дл детей, находящихся под опекой (попечительством)" размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года детям от 6 до 18 лет - не менее 2429 рублей.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, за 1999 год - 12781 рубль, за 2000 год - 26346,48 рублей, за 2001 год - 32079,42 рублей, за 2002 год- 36393,82 рубля, за 2003 год - 39990,22 рублей, за 2004 год - 44351,75 рубль.
Согласно нормам питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Таким образом, размер опекунского пособия, полученного опекуном на истца в период с 1999 года по 2004 год не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.
Доказательств, подтверждающих соответствие размера назначенного пособия, установленным федеральным законодательством нормам ответчиком суду не представлено.
Согласно представленным расчетам истца, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период 1999-2004 года, которая составляет "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 1999-2004 годы с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования Жуйковой А.В. о взыскании с Министерства финансов Пензенской области задолженности за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, и т.д. в размере - "данные изъяты" рублей является обоснованными.
Судом, так же установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.
Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам истца, составляет 234 901,34 рубль.
Таким образом, размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период 1999-2004 года, с учетом индексации, составит "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" рубль).
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, Постановление Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 года не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, поскольку исходя из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем Правительством Пензенской области в 2003-2004 годы были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, так же не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Правительством Пензенской области в 2000-2004 годы были приняты постановления от 11.02.2000 года N 60-п11 " О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года N11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года N 282-пП " О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)". Однако, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что требования Жуйковой А.В. подлежат удовлетворению и с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в ее пользу подлежит взысканию денежная сумма "данные изъяты" рублей, в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за 1999-2004 года в сумме 134888,70 рублей, индексация задолженности в сумме "данные изъяты" рубль.
В рассматриваемом случае материальный закон применен судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено; другие доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения, в связи с чем, судебная коллегия находит обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 5 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.