судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой С.А.
судей Терехиной Л.В., Потеминой Е.В.
при секретаре Снежкиной О.И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционным жалобам Шаталовой А.В., Шаталова В.В. на решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 03 октября 2013 года, которым постановлено:
отказать Шаталову В.В. и Шаталовой М. А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, в иске к администрации Нижнеломовского района Пензенской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области о включении в список граждан, пострадавших от стихийного бедствия (весеннего паводка 2012 года), признании права на получение компенсационных выплат в возмещение имущественного вреда, причиненного стихийный бедствием (весенним паводком 2012 года), и взыскании компенсационных выплат в виде единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с весенним паводком 2012 года.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаталова М.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Шаталов В.В. обратились в суд с иском к администрации Нижнеломовского района Пензенской области, Министерству финансов Пензенской, указав, чтоони являются супругами и собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором проживают совместно с несовершеннолетними детьми. В результате паводка, который имел место в апреле 2012 года, их дом сильно пострадал ввиду того, что длительное время в подвале стояла вода, при этом ослаб фундамент дома и как следствие этого, появилась деформация покрытия пола (доски на полу пропитались водой, и появились неровности на линолеуме), лопается новая кафельная плитка в ванной комнате, с момента затопления и по сегодняшний день в комнатах повышенная влажность, от холодных и сырых стен отходят обои, на стенах в комнатах появились трещины и грибок, крылец дома просел и напольная плитка на крыльце лопается. Не смотря на это, комиссия со стороны ответчика принадлежащий им дом на предмет ущерба от паводка не обследовала, акта не составляла. Обратившись в начале 2013 года в администрацию Нижнеломовского района Пензенской области с письменным заявлением о включении их в список лиц, пострадавших в результате паводка, они получили отказ со ссылкой на то, что ими были пропущены сроки для соответствующего обращения. Однако после паводка 2012 года со стороны администрации не предпринималось никаких мер по оповещению граждан об обращении за компенсационными выплатами, в связи с чем они обратились с соответствующим заявлением лишь в 2013 году.
На основании ст. 15, ст. 196 ГК РФ, п. 1 ст. 18 ФЗ РФ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, ст. 1, ст. 2 ЖК РФ, ст. 1071 ГК РФ просили взыскать с ответчиков в пользу Шаталова В.В. денежную компенсацию в возмещение имущественного ущерба, причиненного стихийным бедствием (паводком) в размере "данные изъяты" рублей, денежные средства в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей, в пользу Шаталовой М.А. и несовершеннолетних детей - денежную сумму в качестве компенсации в возмещение имущественного вреда, причиненного стихийным бедствием (паводком) в размере "данные изъяты" рублей (по "данные изъяты" рублей каждому).
Кроме того, просили взыскать в пользу Шаталова В.В. и Шаталовой М.А. возврат государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей каждому.
Определением Нижнеломовского районного суда от 28.06.2013 г. по делу в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
В последующем истцы исковые требования уточнили, просили обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области включить их, Шаталову М.А., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, а также Шаталова В.В. в список граждан на оказание помощи вследствие паводка 2012 года, признав за ними право на получение компенсационной выплаты в возмещение имущественного вреда, причиненного стихийным бедствием (паводком) в 2012 году, взыскать в пользу Шаталова В.В. денежную компенсацию в возмещение имущественного ущерба, причиненного стихийным бедствием (паводком) в размере "данные изъяты" рублей, денежные средства в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей, в пользу Шаталовой М.А. и несовершеннолетних детей - денежную сумму в качестве компенсации в возмещение имущественного вреда, причиненного стихийным бедствием (паводком) в размере "данные изъяты" рублей (по "данные изъяты" рублей каждому).
Нижнеломовский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1, Шаталов В.В. подали на него апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос об отмене постановленного судебного решения, ссылаясь на доводы, положенные в основу искового заявления.
В возражениях на апелляционные жалобы Глава администрации Нижнеломовского района Пензенской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, как не содержащую доводов, свидетельствующих о незаконности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Шаталовой М.А. по доверенности Коблякова Н.А. поддержала доводы апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом и своевременно. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
В силу абзаца 7 части 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту "з" ст. 10 указанного Федерального Закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 финансовая помощь потерпевшим предоставляется за утрату имущества первой необходимости в результате последствий стихийных бедствий. В соответствии с Постановлением Министерства труда и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34 к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, при этом утвержден перечень такого имущества.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации статьи 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительством Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно пунктам 2, 6, 7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260.
В соответствии с подпунктами г, д пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная подпунктом "г" пункта 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам, зарегистрированными на занимаемой площади, на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом. "д" пункта 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Пензенской области от 25.12.2012 N 942-пП (ред. от 12.03.2013) "Об утверждении Порядка предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области, и Порядка предоставления бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области" утвержден Порядок предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области.
Согласно п. 1 указанного Порядка настоящий Порядок определяет механизм предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Пензенской области (далее - паводок).
Пунктом 2 настоящего Порядка для граждан, пострадавших в результате паводка, устанавливаются следующие компенсационные выплаты: а) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью; б) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на держателя лицевого счета от каждого домовладения.
Компенсационные выплаты выплачиваются гражданам, включенным в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, и в список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, сформированные Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в установленном порядке на основании следующих документов:
а) акт обследования жилого помещения, поврежденного в результате паводка, подписанный членами местной паводковой комиссии и утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания единовременной материальной помощи);
б) акт обследования имущества граждан Российской Федерации, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, подписанный членами местной паводковой комиссии и утвержденный администрацией соответствующего муниципального района Пензенской области (при возникновении оснований для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости).
К актам прилагаются копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в период прохождения паводка в апреле 2012 года в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, номер счета, открытого в кредитной организации, для последующего перечисления компенсационных выплат, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи (п. 3 указанного Порядка).
Как видно из материалов дела, истцы Шаталова М.А., Шаталов В.В. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Они являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все они зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом доме.
Судом первой инстанции установлено, что в 2012 году во время весеннего паводка пострадало имущество граждан, проживающих на территории Нижнеломовского района Пензенской области.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2012г. N2480-р Правительству Пензенской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в апреле 2012 года, в 2012 году были выделены бюджетные ассигнования в размере 78 602,6 тыс. рублей, в том числе 20 670 тыс. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 45 400 тыс. рублей на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости и 12 532,6 тыс. рублей на проведение неотложных аварийно - восстановительных работ.
Администрацией Нижнеломовского района в соответствии с требованиями действующего законодательства была создана комиссия, которая обследовала жилые дома, находившиеся в зоне подтопления, составила акты обследования, с учётом которых был составлен список граждан, пострадавших в результате весеннего паводка 2012 года, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области указанным лицам произведены соответствующие выплаты.
Истцы в списке граждан, пострадавших в результате паводка, отсутствуют. Акты обследования в отношении имущества Шаталовых не составлялись.
В марте 2013 года истцы обратились в администрацию Нижнеломовского района с заявлением об оказании помощи в связи с весенним паводком 2012 года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией Нижнеломовского района Пензенской области Шаталову В.В. и Шаталовой М.А. было отказано во включении их в список граждан, пострадавших от весеннего паводка 2012 года со ссылкой на то, что они своевременно не обратились с заявлением об оказании помощи и не представили необходимые документы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, Шаталовы в установленные законом сроки с заявлением о выплате компенсации за поврежденное имущество не обращались, истцы не предоставили суду достаточно достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, обосновывающих их требование в части признания права на получение финансовой помощи, предусмотренные законом сроки для формирования списков семей граждан на получение материальной помощи на восстановление поврежденного жилья в результате чрезвычайной ситуации и выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, на которые претендуют заявители, истекли.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат закону.
Доводы жалоб о том, что истцам не могло быть отказано в выплате финансовой помощи по тому основанию, что они своевременно не обратились с ответствующим заявлением, несостоятельны, поскольку в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий заявка о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда подается не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации. По истечении указанного срока вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается.
Иные доводы жалоб являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана оценка, сомневаться в правильности которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 03 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шаталовой М.А. и Шаталова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.