судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Гордеевой Н.В.
судей Земцовой М.В., Моисеевой Л.Т.
при секретаре Молевой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Земцовой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда Пензенской области от 17 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Тулаевой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о признании льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Тулаевой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить Тулаевой Е.А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы N N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области в пользу истца Тулаевой Е.А. расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тулаева Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о признании льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа работы. Из специального стажа были исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы N N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации.
Просила суд признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы N N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ5 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации.
17 сентября 2013 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе пенсионный орган считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просил судебную коллегию вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Тулаевой Е.А. Считает, что в стаж работы на соответствующих видах работ нельзя засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе N N, поскольку Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 должность организатора внеклассной и внешкольной работы не поименована. Кроме того, в период работы истицы имели место курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Данные периоды не могут быть засчитаны в стаж, поскольку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия установила, что решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ Тулаевой Е.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа работы.
Из специального стажа истца был исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы N N.
Ответчик мотивировал свой отказ тем, что Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N N, должность организатора внеклассной и внешкольной работы не поименована.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N463, предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школах.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, данная работа организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 01.11.1999 года.
Работа истицы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы непосредственно состояла в воспитательной и организационной работе с детьми. В ее должностные обязанности входило планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроле за ее выполнением, организация учебы школьников по отдельным видам внеклассной работы, вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, обмен опытом работы классных руководителей, воспитательной работы с детьми.
Таким образом, функции организатора внеклассной и внешкольной работы, выполняемые истицей, соответствовали функциям должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, поименованной вышеуказанным Списком.
Кроме того, из материалов дела следует, что Тулаева Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, также занималась педагогической деятельностью в этом же учебном учреждении на должности учителя математики и информатики в классах среднего звена.
Согласно тарификационным спискам за ДД.ММ.ГГГГ годы Тулаева Е.А. была протарифицирована и получала зарплату как учитель математики и информатики, а также 1 административная ставка организатора.
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N191 установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы для учителя начальных классов - 20 часов, для учителей 5-11 классов - 18 часов.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом, зачисление при зачислении в педагогический стаж спорного периода работы, при обязательном выполнении истцом нормированной педагогической нагрузки не требовалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Занимаемая истицей должность "учитель" указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе "школы всех наименований".
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и приходит к выводу о включении в специальный стаж спорного периода работы Тулаевой Е.А.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела документов видно, что истица в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней в указанные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную часть пенсии.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Тулаевой Е.А. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, на дату первоначального обращения Тулаевой Е.А. в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о назначении трудовой пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, истец, с учетом включения в ее специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы N N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение на курсах повышения квалификации, имела необходимый стаж для назначения пенсии, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца о понуждении пенсионного органа назначить истцу досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Все выводы суда первой инстанции обоснованы, подтверждаются исследованными доказательствами, сделаны при верном применении закона, поэтому судебная коллегия с ними согласна.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ г.Пензы Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.