судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бабаняна С.С.
судей Терехиной Л.В., Фроловой Т.А.
при секретаре Потаповой О.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требований Адикаевой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Адикаевой Т. А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Адикаевой Т. А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы в качестве медицинской сестры колхоза "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в пользу истца Адикаевой Т. А. расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Адикаева Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, указав, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием специального стажа работы. В специальный стаж не были включены периоды работы в качестве медицинской сестры колхоза "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Просила суд признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж периода работы в качестве медицинской сестры колхоза "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области подал на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановленного судебного решения, ссылаясь на законность решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что никаких документальных доказательств того, что истица в спорный период работала именно в фельдшерско-акушерском пункте, суду представлено не было.
Адикаева Т.А. просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Адикаева Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Адикаевой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточности стажа.
В специальный стаж не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом нахождения в отпусках по беременности и родам, отпусках по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в качестве медсестры колхоза "данные изъяты", так как Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (действует по периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ) "колхоз" не поименован. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку п. 5 правил исчисления, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В данном документе указана должность медицинской сестры независимо от наименования должности и указаны медицинские кабинеты и пункты в качестве амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований.
Представленными в суд первой инстанции доказательствами нашло подтверждение обстоятельство того, что Адикаева Т.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла лечебную деятельность в Пестровском медицинском пункте, который являлся структурным подразделением Камешкирской центральной районной больницы.
Суд обоснованно пришел к выводу, что документальное оформление ее трудовой деятельности в качестве медицинской сестры колхоза и получение заработной платы из фонда колхоза, не свидетельствует о невозможности включения этого периода работы в специальный стаж.
Оценка представленным доказательствам, в том числе справки администрации Пестровского сельсовета Камешкирского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ, справки ГБУЗ "Камешкирская центральная районная больница" N 57 от ДД.ММ.ГГГГ года, архивной справки, выданной администрацией Камешкирского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N, дана судом применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы ответчика о том, что в спорный период Адикаева Т.А. находилась в отпусках по беременности и родам, отпусках по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии.
Согласно п. 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть - в городах, то пенсия должна назначаться при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 2 месяца. Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу только с 1 октября 1993 года, в связи с чем указание суда первой инстанции на льготное исчисление спорного периода работы истицы (1: 1, 3), является ошибочным, что однако не повлекло незаконность принятого решения, поскольку при применении исчисления за 1 год работы 1 год и 2 месяца у истицы будет достаточно стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.
Являются правильными выводы суда о включении периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута, более того, они были предметом исследования суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, с которой судебная коллегия не согласиться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.