Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 10 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Леднёва А.А.,
Белкина И.В.,
при секретаре Перовой А.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Рыбакова И.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 7 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N капитана Рыбакова И.В. об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника Федерального государственного казённого учреждения " " Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой заявителю надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием.
Заслушав доклад судьи Родионова А.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Рыбаков с 28 апреля 2010 года проходил военную службу по контракту в воинских должностях " )", а с 3 ноября 2011 года - ( ) войсковой части N.
В ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть N была переформирована в войсковую часть N в которой Рыбаков по настоящее время продолжает проходить военную службу в ранее занимаемой им воинской должности ( ).
На основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Рыбакову с 1 января 2012 года прекращена выплата повышенного должностного оклада в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатом, и процентной надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы с химическим оружием.
Считая свои права нарушенными, Рыбаков через своего представителя - адвоката Рябоконова А.И. обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с невыплатой ему с 1 января 2012 года надбавок к окладу по воинской должности и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием (далее повышенный оклад и надбавка), и обязать войсковую часть N выплатить в его пользу задолженность по указанным надбавкам с 1 января 2012 года по день вынесения решения судом.
Решением от 7 августа 2013 года Саратовский гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Рыбакова отказал.
Не согласившись с таким решением, Рыбаков подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значения для дела, а дело передать в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
В обоснование своей позиции Рыбаков, давая собственный анализ и оценку законодательства, действующего в сфере социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, полагает, что суд неверно определил закон, подлежащий применению.
По мнению заявителя, суд первой инстанции при вынесении решения должен был руководствоваться положениями, содержащимися в Федеральном законе от 7 ноября 2000 года N 136 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и в постановлениях Правительства РФ от 6 июня 2002 года N 386-25 и от 31 декабря 2004 года N 910-49, в соответствии с которыми войсковая часть N и занимаемая им должность были включены в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
При этом, утверждается далее заявителем, наличие либо отсутствие занимаемой им должности в Перечне, утверждённом Министром обороны и руководителем Федерального агентства по промышленности РФ по войсковой части N, не может повлиять на наличие у него, Рыбакова, права на получение социальных гарантий.
Как отмечает заявитель, ссылка суда первой инстанции в решении на постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки", является необоснованной, поскольку положения данного постановления не распространяются на военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленного его представителем ходатайства об истребовании постановления Правительства РФ от 6 июня 2002 года N 386-25, необходимого для принятия решения по заявленным требованиям. Поскольку это постановление содержит сведения, отнесённые федеральным законом к государственной тайне, настоящее гражданское дело в силу части 1 статьи 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", а также статей 25 и 26 ГПК РФ подлежало рассмотрению окружным военным судом в качестве суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела видно, что Рыбаков проходил военную службу по контракту в войсковой части N в период с 28 апреля 2010 года по 3 ноября 2011 года в должности " )", а с 3 ноября 2011 года по 24 декабря 2012 года в должности ( ). В связи с переформированием войсковой части N Рыбаков с 24 декабря 2012 года продолжает проходить военную службу по контракту в ранее занимаемой им воинской должности в войсковой части N.
Согласно Федеральному закону от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, в том числе военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, занятым на работах с химическим оружием, установлен ряд мер социальной поддержки, в том числе выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии со статьёй 1 названного закона списки производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 утверждены списки производств, профессий и должностей, работа на которых даёт право на меры социальной поддержки в соответствии с названным законом, а также установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Анализ названных правовых норм позволил гарнизонному военному суду прийти к правильному выводу о том, что списки профессий и должностей, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188, являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки. При этом конкретные должности применительно к каждому производству должны быть подтверждены совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Применительно к военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации оспариваемая заявителем выплата повышенного оклада и надбавки регламентирована Инструкцией "О порядке оплаты труда военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием", утверждённой Министром обороны Российской Федерации 29 июня 2005 года (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции выплата повышенных окладов по воинским должностям, должностных окладов (тарифных ставок), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за непрерывный стаж работы с химическим оружием и вознаграждения за выслугу лет, производится в соответствии с Перечнем профессий и должностей на основании приказа командира воинской части.
Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части N, включённой в список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, было предусмотрено одно аттестованное рабочее место для должности командира вертолёта, исполнение обязанностей по которой давало право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", что подтверждается представленными командиром войсковой части N соответствующими списками должностей военнослужащих, пояснениями представителя командира войсковой части N, а также справками от ДД.ММ.ГГГГ N и N.
В соответствии с этими изменениями в Перечне командиром войсковой части N было принято решение о выплате с 1 января 2012 года повышенного должностного оклада и надбавок за непрерывный стаж работы с химическим оружием в соответствии с настоящим Законом старшему лейтенанту В.Н.Д. проходившему военную службу на должности командира вертолёта вертолётного звена. Другим военнослужащим, проходящим военную службу на аналогичных воинских должностях, к числу которых относился и Рыбаков, данные выплаты с 1 января 2012 года были прекращены. При этом судебная коллегия исходит из того, что именно командиру воинской части было предоставлено право определять, кому конкретно из подчинённых военнослужащих производить дополнительные выплаты за работу с химическим оружием при условии наличия одного аттестованного рабочего места по нескольким одинаковым воинским должностям, исходя из фактически исполняемых последними должностных обязанностей.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что занимаемая Рыбаковым должность в войсковой части N с ДД.ММ.ГГГГ была исключена из Перечня должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым даёт право на социальные гарантии, утверждённого Министром обороны Российской Федерации и Министром промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N, изданного во исполнение Федерального закона РФ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", постановлений Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 187 и от 6 июня 2002 года N 386-25, указаний ГФЭУ от 8 июня 2005 года N N, в связи с вступлением в действие изменений в Перечень должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, утверждённых 25 января 2012 года, Рыбакову с 1 января 2012 года прекращена выплата повышенного оклада в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатом, и процентной надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в занимаемой должности.
Из сообщения командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что указанная воинская часть не включена в Перечень профессий и должностей граждан, занятых на работах с химическим оружием.
При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для назначения и выплаты Рыбакову после 1 января 2012 года надбавок за работу с химическим оружием у командования войсковой части N, чьи действия он оспаривает, не имелось, о чём к правильному выводу пришёл суд первой инстанции.
Доводы автора апелляционной жалобы о нарушении гарнизонным военным судом правил подсудности являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" к подсудности окружных (флотских) военных судов по первой инстанции наряду с другими отнесены гражданские дела, связанные с государственной тайной.
При определении подсудности гражданского дела в связи с наличием секретных сведений необходимо исходить из положений Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21 июля 1993 года "О государственной тайне".
Согласно статье 2 указанного выше Закона под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 7 Закона сведения о компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Поскольку заявление Рыбакова, поданное в гарнизонный военный суд, содержит требования, касающиеся права на получение мер социальной поддержки, то такие сведения не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну.
Более того, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, необходимость в истребовании судом постановления Правительства РФ от 6 июня 2002 N 386-25, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, отсутствовала. Сведения, содержащиеся в названном выше постановлении, известны командиру войсковой части N, о чём им представлены в суд соответствующие сообщения, необходимые и достаточные для рассмотрения настоящего гражданского дела, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, рассмотрение данного заявления Саратовским гарнизонным военным судом соответствует правилам подсудности.
С учётом этого судебная коллегия считает, что приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 7 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Рыбаков И.В. об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника Федерального государственного казённого учреждения "33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой заявителю надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыбакова И.В. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда А.А. Родионов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.