Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 04 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Филиппова В.Н.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Перовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кулагин А.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Кулагина А.В. об оспаривании действий командира войсковой части N, после переформирования войсковой части N, а также начальника Федерального государственного казенного учреждения " " Министерства обороны РФ (далее ФГКУ " " МО РФ), связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Кулагин проходил военную службу по контракту в войсковой части N, с ДД.ММ.ГГГГ в должности . В ДД.ММ.ГГГГ названная воинская часть переформирована в структурное подразделение N государственного летно-испытательного центра (в войсковую часть N).
В связи с изменениями, внесенными 28 апреля 2011 года в Перечень должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, ему с 23 мая 2011 года была прекращена выплата повышенного должностного оклада, процентной надбавки к денежному довольствию за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Посчитав свои права нарушенными, Кулагин через своего представителя Рябоконова А.И. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с невыплатой ему с ДД.ММ.ГГГГ надбавок к окладу по воинской должности и ежегодному вознаграждению за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием, обязать войсковую часть N восстановить нарушенное право и выплатить в его пользу задолженность по вышеназванным надбавкам с указанной даты по день вынесения судом решения.
Рассмотрев данное заявление, Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 31 июля 2013 года отказал в его удовлетворении.
Не согласившись с таким решением суда, Кулагин подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель, приведя отдельные положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", касающиеся законности и обоснованности судебных решений, указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значения для дела.
Далее в жалобе Кулагин со ссылкой на отдельные положения Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", а также ряд постановлений Правительства РФ, в том числе закрытых постановлений от 6 июня 2002 года N 386-25 и от 31 декабря 2004 года N 910-49, приходит к выводу о том, что им приобретено право на вышеназванные социальные гарантии в связи с включением войсковой части N и занимаемой им должности в Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда. При этом, по мнению заявителя, наличие либо отсутствие занимаемой им должности в Перечне, утвержденном Министром обороны РФ и руководителем Федерального агентства по промышленности РФ по войсковой части N, равно как и отсутствие у него обязанности по осуществлению непосредственной работы с химическим оружием, не может повлиять на его право на получение социальных гарантий.
Также заявитель отмечает в жалобе, что ссылка суда первой инстанции в своём решении на постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" необоснованна, поскольку данное постановление не распространяет свою юрисдикцию на Министерство обороны РФ.
Обращает внимание Кулагин и на то обстоятельство, что суд, несмотря на заявленное его представителем ходатайство, не истребовал у ответчика постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, без исследования которого не представляется возможным принять решение по заявленным им требованиям. При этом названное постановление на основании статей 8 и 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" имеют гриф "секретно".
В заключение жалобы заявитель указал на нарушение гарнизонным военным судом ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона РФ от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в соответствии с которой гражданское дело по его заявлению ввиду необходимости исследования сведений, составляющих государственную тайну, подлежало рассмотрению в окружном военном суде.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение Саратовского гарнизонного военного суда от 31 июля 2013 года законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд дал правильную правовую оценку действиям командования по настоящему судебному спору и верно применил нормы действующего законодательства при его разрешении.
Согласно Федеральному закону от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, в том числе военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, занятым на работах с химическим оружием, установлены ряд льгот и компенсаций. В частности им гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии со статьями 1 и 2 названного закона списки производств, профессий и должностей, работа на которых даёт право на льготы и компенсации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 утверждены списки производств, профессий и должностей, работа на которых даёт право на льготы и компенсации в соответствии с названным законом, а также установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест и условий труда.
На основе анализа названных правовых норм гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что списки профессий и должностей, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188, являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации. При этом конкретные должности применительно к каждому производству должны быть подтверждены совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам (руководителя Федерального агентства по промышленности), согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Применительно к военнослужащим и работникам Министерства обороны Российской Федерации выплата оспариваемой надбавки регламентирована Инструкцией о порядке оплаты труда военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым даёт право на социальные гарантии, утверждённой Министром обороны Российской Федерации.
В пункте 2 Инструкции закреплено, что выплата повышенных окладов по воинским должностям, должностных окладов (тарифных ставок), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за непрерывный стаж работы с химическим оружием и вознаграждения за выслугу лет производится в соответствии с Перечнем профессий и должностей на основании приказа командира воинской части (руководителя организации).
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, 28 апреля 2011 года в Перечень должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, были внесены изменения, подписанные начальником войск РХБЗ ВС РФ 21 февраля 2011 года и утвержденные Министром обороны РФ, согласно которым занимаемая заявителем должность была исключена из названного Перечня, что подтверждается имеющимися в деле Списками должностей военнослужащих занятых на работах с химическим оружием, а также представленными командиром войсковой части N справками от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В связи с этим приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю была прекращена выплата повышенных должностных окладов и процентной надбавки к денежному довольствию за стаж непрерывной работы с химическим оружием.
Кроме того, согласно материалам дела в связи переформированием войсковой части N в войсковую часть N, указанные выплаты, предусмотренные для военнослужащих этой части за работу с химическим оружием были полностью прекращены, поскольку войсковая часть N не включена в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
При таких обстоятельствах, оснований для выплаты Кулагину после ДД.ММ.ГГГГ повышенного должностного оклада, процентной надбавки к денежному довольствию за стаж непрерывной работы с химическим оружием у командования не имелось, к правильным выводам о чём пришёл суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" к подсудности окружных (флотских) военных судов по первой инстанции наряду с другими отнесены гражданские дела, связанные с государственной тайной.
При определении подсудности гражданского дела в связи с наличием секретных сведений необходимо исходить из положений Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21 июля 1993 года "О государственной тайне".
Согласно ст. 2 указанного Закона, под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 вышеприведенного Закона сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Поскольку заявление Кулагина, поданное в Саратовский гарнизонный военный суд, содержит требования, касающиеся права на получение мер социальной поддержки, то такие сведения не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну.
Таким образом, рассмотрение данного заявления Саратовским гарнизонным военным судом, соответствует правилам подсудности.
При этом довод заявителя о необходимости исследования для установления фактических обстоятельств по делу некоторых письменных доказательств, имеющих гриф секретности, что в свою очередь влечет изменение подсудности данного гражданского дела, является несостоятельным, поскольку для разрешения дела по существу в объеме заявленных требований в материалах дела имеются необходимые сведения в виде предоставленных командиром войсковой части N выписок и справок.
Таким образом, решение Саратовского гарнизонного военного суда от 31 июля 2013 года по настоящему гражданскому делу является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства. Оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 31 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Кулагина А.В. об оспаривании действий командира войсковой части N и N, а также начальника Федерального государственного казенного учреждения " " Министерства обороны РФ, связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.