Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 01 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Яицкого Р.А.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Масловой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Качулы Е.Е. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N Качулы Е.Е. об оспаривании действий командира войсковой части N и Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с направлением проекта приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки по гражданской специальности.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Качула, проходивший военную службу по контракту в войсковой части N в должности , приказом Министра обороны РФ от 17 мая 2013 года N 359 досрочно уволен с военной службы в запас на основании подп. "а" пункта 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом этого же должностного лица от 2 августа 2013 года N 373 Качула исключен с 4 сентября 2013 года из списков личного состава воинской части.
Этим же приказом он был направлен со 2 сентября по 28 декабря 2013 года на профессиональную переподготовку по гражданской специальности.
Посчитав свои права нарушенными, Качула обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с преждевременным, по его мнению, направлением проекта приказа Министра обороны РФ об исключении его из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки по гражданской специальности, и обязать названное должностное лицо произвести действия по исключению его из данных списков после прохождения профессиональной переподготовки, обеспечив на момент исключения положенными видами обеспечения.
Кроме того, Качула просил возместить за счет ФКУ "ЕРЦ МО РФ" понесенные им судебные расходы в размере рублей, связанные с уплатой им государственной пошлины.
Рассмотрев данное заявление, Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 22 августа 2013 года отказал в его удовлетворении.
На данное решение суда заявителем подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование Качула, приведя положения п. 4 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывает на то, что командиром войсковой части N был подготовлен проект приказа, на основании которого Министром обороны РФ был издан приказ о направлении его 2 сентября 2013 года на профессиональную переподготовку по гражданской специальности и исключении его с 4 сентября того же года из списков личного состава воинской части.
По утверждению заявителя, судом первой инстанции был оставлен без внимания тот факт, что его переподготовка должна проводиться в Военном университете в течение четырех месяцев по очной форме обучения в период со 2 сентября 2013 года по 28 декабря того же года.
В связи с этим, по мнению Качулы, за ним должны быть сохранены все виды довольствия на весь срок его переподготовки и он должен был исключен из списков личного состава воинской части после ее завершения. В подтверждение своих доводов заявитель приводит решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда по другому гражданскому делу.
Выражает несогласие заявитель и с выводом суда о возможности исключения его в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" из списков личного состава воинской части в период переподготовки, поскольку, по утверждению Качулы, п. 4 ст. 19 названного Закона говорит лишь об увольнении военнослужащих с военной службы в период переподготовки, а не об исключении их из списков личного состава воинской части.
Далее заявитель со ссылкой на п. 12 приказа Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года N 95, а также на публикацию юриста в Российской газете, обращает внимание на то, что в период переподготовки по гражданской специальности военнослужащий считается прикомандированным от соответствующей воинской части, то есть находящимся в служебной командировке и исполняющим обязанности военной службы. В связи с этим, по утверждению Качулы, он должен был быть прикомандирован к Военному университету как военнослужащий на весь период обучения со 2 сентября по 28 декабря 2013 года.
Выражает несогласие автор жалобы и с выводом суда о том, что прохождение профессиональной переподготовки не является основанием, препятствующим исключению военнослужащего из списков личного состава воинской части, поскольку требование п. 19 названного приказа о прохождении переподготовки с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, является преобладающим, а отступление от этого правила нарушает право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей с сохранением обеспечения всеми видами довольствия, закрепленное в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
Также, по мнению заявителя, суд оставил без внимания тот факт, что при исключении его из списков личного состава воинской части в период обучения будет существенно нарушен порядок постановки его на воинский учет, за нарушение которого законодательством предусмотрена ответственность. В его случае, указывает далее заявитель, он, обучаясь по очной форме обучения в городе Москве, обязан в двух недельный срок со дня исключения лично явиться в военный комиссариат по Татищевскому району Саратовской области.
В заключение Качула обращает внимание на нарушение командованием воинской части требований п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, является обязанностью командиров (начальников). При этом, по его мнению, указания в решении суда на п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы об исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении, является ошибочным, а его исключение из списков личного состава воинской части после окончания переподготовки по гражданской специальности по очной форме обучения каких-либо норм Закона не нарушает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 августа 2013 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Качулы не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела Качула досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Министра обороны РФ от 17 мая 2013 года N 359.
В рамках настоящего гражданского дела заявителем оспариваются действия командира войсковой части N, связанные с преждевременны, по его мнению, направлением Министру обороны РФ проекта приказа об исключении его из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки по гражданской специальности.
В силу п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и данным Положением.
Обязанность воинских должностных лиц по представлению Министру обороны РФ проектов приказов по личному составу закреплена в п. 1 приказа Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 "О приказах по личному составу".
Как установлено в судебном заседании после поступления в воинскую часть приказа об увольнении заявителя с военной службы командиром войсковой части N в соответствии с вышеприведенными нормами в пределах своих полномочий был подготовлен проект приказа об исключении Качулы из списков личного состава воинской части, направленный на подпись Министру обороны РФ.
Из содержания приказа Министра обороны РФ от 2 августа 2013 года N 373 об исключении заявителя из списков личного состава воинской части усматривается, что при его подготовке проект приказа, представленный командиром воинской части, был существенно переработан кадровым органом Министерства обороны Российской Федерации и представлен на подпись Министру обороны РФ в новой редакции.
При этом само по себе оформление представления и направление его для реализации в органы Министерства обороны РФ, равно как и само представление командиром воинской части установленным порядком проекта приказа об исключении заявителя из списков личного состава каких-либо прав и свобод заявителя, в том числе в вопросах прохождения им профессиональной переподготовки по гражданской специальности, не нарушает.
Более того, данный проект приказа был подготовлен после поступления в воинскую часть сведений о возможности реализации Качулой своего права на профессиональную переподготовку.
Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Из содержания данной правовой нормы следует, что предметом ее регулирования является определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего после увольнения военной службы. Каких-либо правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает, а поэтому при разрешении спора по поводу законности представления командиром воинской части проекта приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части до завершения профессиональной подготовки применению не подлежит.
Что касается решения о направлении заявителя на профессиональную подготовку по гражданской специальности со 2 сентября 2013 года и об исключении его с 4 сентября 2013 года из списков личного состава воинской части, то оно принято Министром обороны РФ и заявителем в рамках настоящего гражданского дела не оспаривается.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с направлением проекта приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки по гражданской специальности, является правильным.
По изложенным основаниям не подлежат удовлетворению и требования Качулы о возложении в целях восстановления нарушенных прав обязанности на командира войсковой части N произвести действия по исключению его из списков личного состава после прохождения профессиональной переподготовки и обеспечению на момент исключения положенными видами довольствия, тем более, что заявитель уже исключен из таковых приказом Министра обороны РФ от 2 августа 2013 года N 373.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся незаконности исключения заявителя из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки на правильность выводов суда о правомерности действий командира войсковой части N по подготовке проекта приказа не влияют, а касаются законности вышеназванного приказа Министра обороны РФ, который заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, оснований для отмены решения Саратовского гарнизонного военного суда по настоящему гражданскому делу не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Качулы Е.Е. об оспаривании действий командира войсковой части N и Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с направлением проекта приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части до окончания профессиональной переподготовки по гражданской специальности, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Качулы Е.Е. - без удовлетворения.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.