Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Яроцкой Н.В.,
судей Анашкиной М.М. и Виноградовой О.А.,
при секретаре Корбатовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения "Ядровская волость" на решение Псковского районного суда Псковской области от 24 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление Псковского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения "Ядровская волость" Псковского района Псковской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории сельского поселения Ядровская волость Псковского района Псковской области в квартале ***, выделы *** и *** Псковского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Псковской области "Псковское лесничество" в срок до 24 ноября 2013 года.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения прокурора прокуратуры Псковской области Морозовой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения "Карамышевская волость" об обязании ликвидировать в срок до 1 ноября 2013 года несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Карамышевской волости по шоссе на с. Карамышево не доезжая до д. *** от желтой беседки вглубь леса 500 метров у пожарного водоема по обе стороны от дороги.
Определением суда от 05 сентября 2013 года в качестве соответчика по делу привлечена Администрация сельского поселения "Ядровская волость".
В ходе рассмотрения дела прокурор Валуева Н.Н. отказалась от исковых требований к Администрации Карамышевской волости и просила обязать ликвидировать свалку, расположенную в *** квартале *** и *** выделов Псковского лесничества, Администрацию Ядровской волости.
В обоснование иска указала, что в ходе проведенной 23 июля 2013 года совместно с экспертом Управления Роспотребнадзора по Псковской области проверки было установлено, что на территории Ядровской волости имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на участке, не доезжая до д. *** Псковского района, вглубь леса у пожарного водоема по обе стороны от дороги. Поскольку действующим законодательством организация сбора мусора и бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения, органы местного самоуправления должны следить за регулярной очисткой территорий муниципальных образований от отходов, соблюдая экологические и санитарные требования, просила обязать Администрацию Ядровской волости ликвидировать указанную свалку мусора и отходов в срок до 24 ноября 2013 года.
Представитель ответчика Негай В.В., не оспаривая, что свалка бытовых отходов расположена на территории Ядровской волости, иск не признал, считая, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лесничество, поскольку свалка расположена в лесном массиве.
Представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Псковской области Лукина Л.В. полагала, что исковые требования являются обоснованными.
Представитель третьего лица ГКУ Псковской области "Псковское лесничество" Яковлева Е.С. полагала иск подлежащим удовлетворению, пояснив, что, поскольку территория, на которой расположена несанкционированная свалка бытового мусора, входит в состав Ядровской волости, организация сбора и вывоза которого действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления на всей закрепленной за ним территории, независимо от форм собственности и целевого назначения, обязанность по ликвидации свалки лежит на ответчике.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного.
Ссылаясь на положения ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 19 ст. 4 Устава муниципального образования сельского поселения "Ядровская волость", апеллянт указывает, что вопрос о ликвидации несанкционированных свалок не отнесен к вопросам местного значения, в связи с чем на Администрацию сельского поселения "Ядровская волость" необоснованно возложена обязанность по ее ликвидации.
В жалобе также указывается на то, что Администрация сельского поселения "Ядровская волость" реализовала свои полномочия в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора путем заключения договора подряда с ООО " ***" и МУП " ***" по вывозу мусора в местах, где проживают жители волости, для чего в поселениях установлены специальные контейнеры.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 5, ст. 7, ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требований раздела 2 п. 2.2 п.п. 2.2.1 Устава ГКУ ПО "Псковское лесничество", полагает, что именно последнее должно обеспечивать соблюдение лесного законодательства, в том числе правил пожарной и санитарной безопасности. Считает, что с учетом п. 2, 4.28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2007 года N 414, согласно которых собственник земельных участков осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия и не допускает загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами и п. 4 Приказа государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 29.12.2008 N 1397, обязанность по обеспечению охраны лесных насаждений от засорения промышленными, строительными и бытовыми отходами возложена на лесничего.
Кроме того, указывает, что возложение на Администрацию сельского поселения "Ядровская волость" обязанности ликвидировать несанкционированную свалку является вмешательством в бюджетную деятельность органа местного самоуправления, влечет за собой изменение механизма формирования местного бюджета, бюджетной сметы и выделение лимитов бюджетных обязательств на уборку свалки расположенной в лесной зоне государственных земель, что не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
В своих возражениях на апелляционную жалобу природоохранный межрайонный прокурор считает изложенные в ней доводы необоснованными.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, поэтому судебная коллегия в отсутствие ходатайств об отложении судебного разбирательства сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 июля 2013 года в ходе проведения совместной проверки заместителя отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Псковской области и заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора было установлено, что на территории Ядровской волости имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на участке не доезжая 500 метров до деревни *** Псковского района Псковской области вглубь леса у пожарного водоема по обе стороны от дороги.
Согласно выкопировке из плана лесонасаждений Пригородного мастерского участка Псковского участкового лесничества данный земельный участок находится в *** квартале, выделы *** и *** Псковского участкового лесничества, входит в состав лесного фонда, находящегося в государственной собственности.
Описанием границ Муниципального образования "Ядровская волость" Псковского района, содержащимся в Законе Псковской области от 25.08.2005 N 420-оз "Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области", подтверждено, что *** квартал входит в состав Ядровской волости.
Судом также установлено и не оспаривалось представителем Администрации Ядровской волости, что с учетом приказа Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 19.01.2009 N 25 "О присвоении новой нумерации лесным кварталам" *** квартал соответствует по нумерации *** кварталу.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно установлено, что территория на которой располагается несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда в границах муниципального образования "Ядровская волость" Псковского района Псковской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции на основании ст. 8, ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 11, п. 18, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к правильному выводу о том, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, на территории Ядровской волости - к полномочиям Администрации сельского поселения "Ядровская волость". Наличие несанкционированной свалки на указанной территории свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий в указанной сфере.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку в соответствии с пунктом 4 Приказа государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 29.12.2008 N 1397 лесничий должен обеспечивать охрану лесных насаждений от засорения промышленными, строительными и бытовыми отходами, обязанность по уборке несанкционированной свалки должна быть возложена на ГКУ Псковской области "Псковское лесничество", не могут быть признаны состоятельными, так как эти доводы основаны на неправильном понимании смысла вышеуказанного организационно-распорядительного документа.
В данном Приказе под обеспечением охраны лесных насаждений от засорения промышленными, строительными и бытовыми отходами понимается комплекс мероприятий, направленных на выявление правонарушителей норм Лесного и Земельного кодексов Российской Федерации и привлечение их к ответственности в соответствии с действующим законодательством, а не уборка стихийно возникших свалок бытовых отходов.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация сельского поселения "Ядровская волость" реализовала свои полномочия в сфере обращения с отходами путем заключения договора подряда на вывоз твердых бытовых отходов, а возложение на орган местного самоуправления обязанности организовать ликвидацию свалки является вмешательством в бюджетную деятельность органа местного самоуправления, поскольку заключение такого договора не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанности, возложенной на него законом, а понуждение к надлежащему исполнению этой обязанности не может быть расценено как вмешательство в его бюджетную деятельность.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, и оснований для отмены принятого по делу решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского районного суда Псковской области 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Ядровская волость" - без удовлетворения.
Председательствующий: Яроцкая Н.В.
Судьи: Анашкина М.М.
Виноградова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.