Судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Сергеевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Козлова Н.А. на решение судьи Печорского районного суда Псковской области от 14 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в отношении
Козлова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: "адрес", директора Муниципального предприятия "Печорские тепловые сети",
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) по Псковской области от 04 июля 2013 года директор Муниципального предприятия (МП) "Печорские тепловые сети" Козлов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Правонарушение, как указано в постановлении, выразилось в том, что Козлов Н.А., являясь директором МП "Печорские тепловые сети" допустил нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем предприятием были ущемлены права граждан, проживающих в г. Печоры путем взимания платы за опломбирование места установки индивидуальных приборов учета холодной воды, не предусмотренной действующим законодательством.
Козлов Н.А. не согласившись с постановлением, обжаловал его в Печорский районный суд Псковской области.
Решением судьи Печорского районного суда Псковской области от 14 ноября 2013 года оспариваемое постановление оставлено без изменения.
В жалобе в Псковский областной суд Козлов Н.А. (заявитель) ставит вопрос об отмене судебного решения и постановления руководителя УФАС по Псковской области и прекращения дела за отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Выслушав защитника заявителя - Румянцева А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя УФАС по Псковской области Фёдорова И.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены судебного решения и постановления руководителя УФАС по Псковской области не нахожу.
Как следует из материалов дела, 13 февраля 2013 года в УФАС по Псковской области поступило заявление гр-на М. о нарушении МП "Печорские тепловые сети" антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании с него платы за ввод в эксплуатацию вновь установленных индивидуальных приборов учета холодной воды, в связи с их самостоятельной заменой по истечении межповерочного срока.
Дом, в котором проживает М., по адресу: "адрес", находится в управлении УК ООО " Б.". Управляющая компания не является исполнителем коммунальной услуги водоснабжения по отношению к жильцам указанного многоквартирного дома и не занимается опломбировкой индивидуальных приборов учета холодной воды.
Коммунальную услугу по водоснабжению жильцам данного дома оказывает МП "Печорские тепловые сети", самостоятельно осуществляющий расчеты с населением за оказанные коммунальные услуги, в том числе с использованием показаний индивидуальных приборов учета. Предприятие также оказывает услуги населению по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета. При этом для граждан, установивших прибор учета силами предприятия, опломбирование производится бесплатно, а для граждан, установивших прибор учета самостоятельно или силами других организаций, опломбирование производится платно.
Директором МП "Печорские тепловые сети" Козловым Н.А. 26.10.2011 утверждена калькуляция на платные услуги по опломбированию счетчиков (водомеров) при их первоначальной регистрации в размере 354 рублей за один счетчик.
МП "Печорские тепловые сети" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и канализации в Печорском районе Псковской области и приказом УФАС по Псковской области от 14.03.2006 N8 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
В силу части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п.9 статьи 13 ФЗ N261).
В спорный период времени, действовали "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил МП "Печорские тепловые сети является "исполнителем", предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п.81 Правил).
Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (п.п. "г" п.35 Правил).
Таким образом, вышеприведённые Правила не возлагали на потребителя обязанность оплаты ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, в том числе и их опломбирование. Не содержали такой обязанности потребителя и ранее действовавшие "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утверждённые Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N307.
Следовательно, вывод антимонопольного органа и суда о том, что МП "Печорские тепловые сети" не вправе было устанавливать и взимать с потребителей плату за опломбирование приборов индивидуального учёта, является обоснованным.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ образует совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 Кодекса, а также совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для установления состава данного правонарушения необходимо наличие двух условий: хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и совершение действий признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
МП "Печорские тепловые сети" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и канализации в Печорском районе Псковской области.
Действия МП "Печорские тепловые сети" по установлению и взиманию платы за опломбирование места установки индивидуальных приборов учёта, не оспариваются заявителем и подтверждаются заявлением гр-на М., калькуляцией по опломбированию счетчиков (водомеров).
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с главой 6 Устава МП "Печорские тепловые сети" единоличным исполнительным органом Предприятия является директор, который, в частности, представляет интересы Предприятия и обеспечивает соблюдение законности в деятельности Предприятия.
Директором Предприятия Козловым Н.А. лично утверждена калькуляция на платные услуги по опломбированию счетчиков (водомеров) при их первоначальной регистрации в размере 354 рублей за один счетчик.
При таких обстоятельствах, вина директора Козлова Н.А. в совершении Предприятием, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является доказанной.
Административное наказание назначено с учётом характера совершенного правонарушения, личности виновного и в пределах санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Печорского районного суда Псковской области от 14 ноября 2013 года и постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Псковской области от 04 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении Козлова Н.А. оставить без изменения, а жалобу Козлова Н.А. - без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.