Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :
Председательствующего Чеботаревой М.В.
Судей : Шикуля Е.В., Абрамова Д.М.
С участием прокурора Корниенко Г.Ф.
При секретаре : Р
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Иванкова А.Ю. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Иванков А.Ю., зарегистрированный кандидатом в депутаты Шахтинской городской Думы пятого созыва (одномнадатный избирательный округ N 6), обратился в суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 08 ноября 2013 г. 127-11"О регистрации Касавченко О.И. кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты по одномандатному избирательному округу N 6", ссылаясь на то, что данное постановление принято с грубым нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Областного закона "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области".
В качестве оснований для отмены постановления ТИК о регистрации Касавченко О.И. заявитель указал, что по состоянию на 07.11.2013 г. - день предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, заявление Касавченко О.И. о согласии баллотироваться было оформлено с нарушением ч. 2 ст. 22 Областного закона N 645-ЗС., в нем отсутствовала дата выдачи паспорта.
01.11.2013 г. Касавченко О.И. предоставил документ "Информация об изменениях в сведениях о кандидате", согласно которому известил ТИК г. Шахты об отсутствии изменений в ранее предоставленные сведения. Последний срок предоставления изменений - 06.11.2013 г., а потому предоставленное 08.11.2013 г. Касавченко О.И. заявление об изменениях с указанием на дату выдачи паспорта по срокам нарушает п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 ноября 2013 года в удовлетворении заявления Иванкова А.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Иванков А.Ю. ставит вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета фактических обстоятельств дела и основанного на неправильном толковании норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя Иванкова А.Ю. - Н представителя Касавченко О.И. - Ч представителя ТИК г.Шахты - Б., заключение прокурора, полагавшего, что оснований к отмене решения не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решением городской Думы города Шахты от 18.09.2013 г. N 433 на 15 декабря 2013 года назначены дополнительные выборы депутатов Шахтинской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам N 6, N 16, N 19.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Шахты 08.11.2013 г. N 127-11 Касавченко О.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Шахты по избирательному округу N 6. Другим кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты по этому же избирательному округу зарегистрирован Иванков А.Ю.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае выявления неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 22, в пункте 4 части 9 статьи 30 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 N 645-ЗС "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области".
Из пункта 3 Постановления ЦИК России от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что в извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Пунктом 5 названного Постановления ЦИК России предусмотрено, что если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией об отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.10.2013 года Касавченко О.И. уведомил ТИК г. Шахты о самовыдвижении в соответствии со ст. 22, ст. 23 Областного закона N 645-ЗС, предоставив заявление о согласии баллотироваться, уведомление о выдвижении, копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки, фото, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе. В заявлении о согласии баллотироваться Касавченко О.И. не указал дату выдачи паспорта.
01.11.2013г. Касавченко О.И. были представлены документы на регистрацию, в том числе им был представлен документ "Информация об изменениях в сведениях о кандидате", которым известил ТИК г. Шахты об отсутствии изменений в сведениях ранее представленных в соответствии со ст. 22 Областного закона N645-ЗС.
ТИК г.Шахты меры по извещению Касавченко О.И. о выявленных недостатках (неполноты сведений о кандидатах или несоблюдение требований закона к оформлению документов) не принимались.
03.11.2013г. и 08.11.2013г. кандидат Касавченко О.И., пользуясь правом предоставленным п.1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, представил в ТИК г. Шахты заявление об изменениях в ранее представленных документах, в том числе в заявлении от 08.11.2013г. дополнительно сообщена дата выдачи паспорта.
08.11.2013г. состоялось заседание ТИК г. Шахты, на котором был рассмотрен вопрос о регистрации Касавченко О.И. кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области по одномандатному избирательному округу N 6, принято решение о его регистрации и вынесено постановление N 127-11от 08.11.2013г.
Суд первой инстанции, учитывая характер допущенных нарушений в оформлении заявления, исходя из того, что положения статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить сообщает ли оно достоверные сведения и не имеется ли у этого лица очевидных ограничений пассивного избирательного права, обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие в тексте заявления указания на дату выдачи паспорта в совокупности с приложенной к заявлению копией паспорта, не могут быть отнесены к ненадлежащему оформлению документов.
Учитывая, что ТИК г.Шахты не известила кандидата Касавченко О.И. о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у территориальной избирательной комиссии г. Шахты предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации Касавченко О.И. кандидатом в депутаты Городской Думы города Шахты Ростовской области по одномандатному избирательному округу N 6.
Выводы районного суда об отсутствии законных оснований для отмены постановления ТИК г. Шахты Ростовской области N 127-11 от 08 ноября 2013 г. правомерны.
Принятое комиссией 08.11.2013 г. от Касавченко О.И. дополнение в части указания в заявлении о согласии баллотироваться даты выдачи паспорта в данном случае не имеет правового значения для решения вопроса о регистрации Касавченко О.И.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, аналогичны доводам, изложенным в заявлении.
Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванкова А.Ю., без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.