Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.,
судей: Алферовой Н.А., Калинченко А.Б.,
при секретаре Слизкове А.А.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Алферовой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Лященко М.В. на решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 14 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Лященко М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Отдел образования администрации Октябрьского района Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, о постановке её на квартирный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее нормы представления, указав, что родилась она ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей. До 2003 года опекуном ее и брата был назначен М.В.А., а затем ее отдали под опеку З.Т.Е., с которой она проживала и училась в средней школе НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года. Ее опекун З.Т.Е. не поставила ее на учет как нуждающуюся в получении жилого помещения. С 2005 года по 2008 год она обучалась ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и проживала в общежитии, в настоящее время вместе с ребенком проживает и зарегистрирована по месту жительства своего брата Лященко В.В. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в квартире, которая ему была предоставлена как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В декабре 2012 года истец обратилась в отдел образования администрации Октябрьского района Ростовской области для постановки на квартирный учет. Ей разъяснили, что необходимо обратиться с заявлением о постановке на квартирный учет и приложить необходимые документы. В апреле 2013 года, собрав все необходимые документы, она обратилась повторно в отдел образования администрации Октябрьского района Ростовской области, где ей было в этом отказано в связи с тем, что ей уже исполнилось 23 года.
На основании изложенного, истец просила обязать администрацию Октябрьского района Ростовской области поставить ее на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее нормы предоставления.
14 августа 2013 года Октябрьский районный суд Ростовской области постановил решение, которым отказал Лященко М.В. в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным решением, Лященко М.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Полагает, что судом не было учтено, что первоначально она обратилась к ответчику с просьбой о постановке на учет в октябре 2012 года. Суд не дал должной оценки объяснениям истца и представленным ею доказательствам, свидетельствующим о невозможности своевременной подачи документов на постановку на учет. Ссылаясь на положения норм Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полагает, что суд при вынесении решения не применил закон, подлежащий применению, поскольку то обстоятельство, что она не реализовала свое право на обеспечение её жилым помещением, произошло не только по её вине. Кроме того, не согласна с выводом суда о том, что в данном конкретном случае, достижение 23-летнего возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
На апелляционную жалобу представителем отдела образования администрации Октябрьского района Ростовской области подан отзыв, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, повторяя доводы, приведенные им в судебном заседании в обоснование возражений против удовлетворения исковых требований.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Лященко М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя отдела образования администрации Октябрьского района Ростовской области, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 52, 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что Лященко М.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, однако поскольку она обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете, после достижения 23 лет, при наличии возможности встать на учет до достижения 23 летнего возраста, она утратила право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд пришел к выводу, что Лященко М.В. по достижении 23 лет утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рассмотрел достижение ею данного возраста по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, так как они не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно преамбуле указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Действительно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как указал Верховный суд в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, вывод суда о том, что достижение 23 возраста носит пресекательный характер, и лишает истца реализовать право на обеспечение жилым помещением независимо от уважительности причин неподачи заявления о постановке на учет до 23 лет, является несостоятельным.
Вместе с тем, как установил суд, Лященко М.В. до достижения 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, в том числе документов, выдача которых осуществлялась органами местного самоуправления, находящимися за пределами Ростовской области, в р. Коми. Как следует из материалов дела и объяснений представителя Лященко М.В., получить указанные документы истец смогла лишь при оказании содействия со стороны отдела образования администрации Октябрьского района Ростовской области посредствам почтовой и факсимильной связи, при этом у нее отсутствовала материальная возможность выехать непосредственно в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, при том, что она одна воспитывает малолетнего ребенка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истец не смогла до достижения возраста 23 лет (причем она обратилась с заявлением о постановке на учет спустя всего лишь два месяца по достижению 23 лет) реализовать право на обеспечение жилым помещением по договору найма по месту своего жительства по уважительной причине, в связи с чем отсутствие обращения в орган местного самоуправления до достижения возраста 23 лет в данном случае с заявлением о постановке на квартирный учет не может являться основанием к отказу в защите ее нарушенного права. В связи с чем, судебная коллегия полагает, что суд вынес незаконное и необоснованное решение, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований Лященко М.В. с учетом того, что она проживает в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, собственного жилья не имеет, жилое помещение за ней не закреплялось. Согласно сообщению администрации муниципального района АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН следует, что Лященко М.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не состоит. Жилое помещение на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (прежнего места жительства Лященко М.В.) ей не предоставлялось.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 14 августа 2013 года отменить, вынести новое решение, которым иск Лященко М.В. к Администрации Октябрьского района Ростовской области о постановке на квартирный учет удовлетворить. Обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области поставить на квартирный учет Лященко М.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.