Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шинкиной М.В.,
судей: Москаленко Ю.М., Чайка Е.А.,
при секретаре Росляковой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 28.08.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зерноградского района Ростовской области, 3-е лицо - МБУК "Зерноградская межпоселенческая центральная библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере защиты инвалидов. В результате проведенной проверки было установлено, что в здании МБУК "Зерноградская межпоселенческая центральная библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области в нарушение требований законодательства отсутствует вход, приспособленный для маломобильной группы населения, а именно устройства плавного ската - пандусы на наружной лестнице, состоящей из 3 ступеней, поверхность не имеет антискользящего покрытия и шероховатостей, отсутствуют предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей. Согласно информации, представленной фондом социального страхования Российской Федерации от 28.05.2013 года, на учете в Зерноградском районе состоят 6740 инвалидов 1,2,3 группы. Согласно информации от 04.06.2013 года, представленной ответчиком -Администрацией Зерноградского района Ростовской области имеется техническая возможность устройства входа в помещение вышеуказанной библиотеки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, в результате чего определением от 07.08.2013 года к участию в деле, в качестве соответчиков были привлечены отдел культуры администрации Зерноградского района Ростовской области и МБУК "Зерноградская межпоселенческая центральная библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области.
Прокурор просил суд обязать администрацию Зерноградского района Ростовской области выделить денежные средства в достаточном размере для оборудования входа в здание библиотеки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с требованиями Строительных норм и свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, пандусом, огражденным с обеих сторон поручнями, поверхности ступеней антискользящим покрытием, предупредительными тактильными полосами перед открытой лестницей, предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью краевых ступеней лестницы и участков пола на путях движения перед дверными проемами;
- обязать отдел культуры администрации Зерноградского района Ростовской области за счет выделенных средств обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию входа в здание библиотеки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с требованиями Строительных норм и свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605;
- обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зерноградская межпоселенческая библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области оборудовать вход в здание библиотеки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с требованиями Строительных норм и свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, пандусом, огражденным с обеих сторон поручнями; оборудовать поверхность ступеней антискользящим покрытием; оборудовать предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей; обеспечить предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность краевых ступеней лестницы и участков пола на путях движения перед дверными проемами.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 28.08.2013 года исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрации Зерноградского района Ростовской области, в лице главы Зерноградского района Кучерова В.И., ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с тем, что проверка соблюдения федерального законодательства о социальной защищенности инвалидов была проведена с участием главного специалиста-архитектора Администрации Зерноградского городского поселения, представитель ответчика Администрации Зерноградского района (главный архитектор района) при составлении акта не присутствовал. Прокурор Зерноградского района не обращался к экспертам для выяснения целесообразности обустройства пандусом входа в здание библиотеки Суд не установил всех юридически значимых обстоятельств по делу, не принял во внимание, что установка отвечающих требованиям законодательства пандусов не способствует восстановлению нарушенных прав инвалидов на беспрепятственный доступ в библиотеку, поскольку ширина дверных и открытых проемов, выходов из помещений и коридоров, ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках в здании библиотеки не соответствует установленным нормам. Кроме того, апеллянт указал на то, в соответствии с п.2.11 устава МБУК "Зерноградская межпоселенческая центральная библиотека им. А.С.Пушкина"инвалиды-колясочники обслуживаются на дому.
Кроме того, апеллянт ссылается на отсутствие со стороны инвалидов жалоб об отказе в получении услуг библиотеки и неправильный способ защиты прав инвалидов, избранный прокурором.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя отдела культуры Администрации Зерноградского района Ростовской области - Бондарь Е.В., представителя МБУ культуры Зерноградского района "Зерноградская межпоселенческая библиотека им.А.С. Пушкина" - Прокопенко Н.Н. и прокурора отдела прокуратуры Ростовской области - Корниенко Г.Ф., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, были выявлены нарушения, выразившиеся в том, что на центральном входе в здание МБУК "Зерноградская межпоселенческая библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствует пандус, огражденный с обеих сторон поручнями (п.4.1.14.-п.4.1.16. СП 59.13330.2012.); поверхность ступеней не имеет антискользящего покрытия; отсутствуют предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей; отсутствует предупредительная рифленая или контрастно окрашенная поверхность краевых ступеней лестницы и участков пола на путях движения перед дверными проемами (п.4.1.12. СП 59.13330.2012.), что подтверждено актом проверки от 04.06.2013 года, письменным объяснением директора библиотеки Прокопенко Н.Н., а также ее объяснениями в судебном заседании.
Наличие указанных в акте проверки от 04.06.2013 года нарушений на центральном входе в здание МБУК "Зерноградская межпоселенческая библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области ответчиками, в ходе рассмотрения дела, не оспаривалось.
Помещение вышеуказанной библиотеки, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в оперативном управлении МБУК "Зерноградская межпоселенческая библиотека им.А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области.
В соответствии с пунктами 1.4.1,1.4.2 Устава МБУК "Зерноградская межпоселенческая библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование "Зерноградский район". Отдел культуры администрации Зерноградского района осуществляет функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования "Зерноградский район" (л.д.22).
Уставом МБУК "Зерноградская межпоселенческая библиотека им. А.С.Пушкина" Зерноградского района Ростовской области в пунктах 3.1, 3.3, 3.4 предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Зерноградского района. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Бюджетным учреждением собственником.
Согласно пунктам 2.1.5, 3.1.9, 3.1.14, 4.1.9 Положения об отделе культуры администрации Зерноградского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района от 27.04.2011 года N 88, отдел культуры осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств и других источников финансирования муниципальных учреждений культуры; осуществляет финансирование деятельности муниципальных учреждений культуры, муниципальных целевых долгосрочных программ, привлекает в этих целях дополнительные средства из внебюджетных источников; принимает меры по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, решает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с новым строительством и капитальным ремонтом объектов культуры; принимает участие в формировании бюджета Зерноградского района в части определения объемов финансирования учреждений культуры.
Установив фактические обстоятельства дела, суд, руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)", утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, ст.ст. 12, 120, 125, 210, 215, 296 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, ст.ст. 56, 68 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку его требования направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить обязанности, возложенные на них законом, и на пресечение действий ответчиков, нарушающих социальные права и законные интересы инвалидов.
Принимая решение, суд исходил из того, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на создание условий инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание библиотеки возложена на собственника имущества, учредителя бюджетного учреждения - администрацию Зерноградского района Ростовской области и на отдел культуры администрации Зерноградского района Ростовской области, как орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Доводы ответчиков о том, что здание библиотеки не приспособлено для обслуживания инвалидов-колясочников (узкие коридоры), поэтому оборудование входа пандусом не решит проблему беспрепятственного доступа инвалидов в помещение библиотеки, судом отклонены, как необоснованные, противоречащие действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам, из которых следует, что установка пандуса на входе в библиотеку технически возможна и необходима для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение библиотеки, в связи с чем денежные средства в сумме 100 000 рублей на установку пандуса будут заложены в финансовый план на 2014 год, а вопросы приобретения и установки антискользящих покрытий и предупредительных тактильных полос будут решаться по мере поступления финансовых средств до 31 декабря 2013 года.
Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает, исходя из того, что в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и организациями независимо от организационно-правовых форм закреплена обязанность создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012), утвержденные Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, предусматривает обязанность обустройства здания как минимум одним входом, приспособленным для маломобильных групп населения, с поверхности земли, а также из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Параметры доступности входов и путей движения в зданиях и сооружениях для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в разделе 4 Свода правил СНиП 35-01-2001.
Необходимость оборудования входа в здание библиотеки пандусом, огражденным с обеих сторон поручнями; оборудования поверхности ступеней антискользящим покрытием; оборудования предупредительными тактильными полосами перед открытой лестницей; обеспечения предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью краевых ступеней лестницы и участков пола на путях движения перед дверными проемами, обусловлена соблюдением пунктов 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 4.1.16 Свода правил СНиП 35-01-2001.
Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы они могли обеспечить свое право на достойную жизнь.
Вышеизложенные положения Закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, входит в число приоритетных задач государства.
В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиками не оспаривалось наличие вышеуказанных нарушений Свода правил СНиП 35-01-2001, согласно акту проверки от 04.06.2013 года. Вместе с тем, в материалы дела не было представлено доказательств отсутствия технической возможности устранить выявленные нарушения.
Доводам ответчика о неприспособленности здания библиотеки для обслуживания инвалидов-колясочников судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, основания для переоценки у судебной коллегии отсутствуют.
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы об отсутствии нуждаемости людей с ограниченными возможностями передвижения в посещении библиотеки, в связи с возможностью их обслуживания на дому, поскольку они не подтверждены достаточной совокупностью доказательств.
Таким образом, вывод суда о необходимости устранения нарушения способом, указанным в решении, основан на правильном применении норм материального права и соответствует установленным фактическим обстоятельствам, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Зерноградского района у суда не имелось.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 28.08.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.