Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :
Председательствующего Чеботаревой М.В.
Судей : Москаленко Ю.М., Чайка Е.А.
При секретаре Р
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица - Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, ОАО "ФСК ЕЭС", об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно с архитектором Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, результаты которой оформлены актом. Установлено, что в нарушение требований п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12, ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 2 и ч. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 на территории муниципального образования город Ростов-на-Дону располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, мер по ее ликвидации Администрация города не принимает. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Кроме того, на территории занятой несанкционированной свалкой расположены опоры линий электропередач ВЛ 220 кВ Р40-Ростовская. Несанкционированная свалка в непосредственной близости от линий электропередач может нарушить безопасную работу объекта электросетевого хозяйства, повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенной в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2013 года исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителем Администрации города Ростова-на-Дону ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, наделенный полномочиями организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Судом неверно применены нормы права, поскольку г. Ростов-на-Дону не является муниципальным районом. Прокурором не представлено доказательств тому, что образование несанкционированной свалки явилось следствием отсутствия в городе системы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов. Принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки невозможно, поскольку на протяжении длительного времени неустановленными лицами осуществляется систематическая деятельность по размещению на земельном участке бытовых отходов и строительного мусора, а органы прокуратуры, внутренних дел и иные уполномоченные государственные органы не пресекают противоправную деятельность в сфере обращения с отходами. Кроме того, Администрация города полномочиями по обеспечению надлежащего использования охранной зоны не наделена.
На апелляционную жалобу представителем третьего лица ОАО "ФСК ЕЭС" поданы возражения, с просьбой оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя Администрации г.Ростова-на-Дону Я прокурора отдела областной прокуратуры Корниенко Г.Ф., представителя ОАО "ФСК ЕЭС" Н., проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 21 Устава муниципального образования город Ростов-на-Дону.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и строительного мусора. На территории занятой несанкционированной свалкой расположены опоры линий электропередач ВЛ 220 кВ Р40-Ростовская, входящей в единую национальную электрическую сеть, в границах охранной зоны.
Санитарно эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на территории земельного участка - несанкционированной свалки и возможно для санкционированной свалки, отсутствует. Содержание свалки ТБО не отвечает Санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.03.2001 года N 16.
С учетом вышеуказанных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора.
Установленный судом факт наличия указанной свалки и ее несанкционированный характер на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу, утилизации бытовых отходов на территории городского округа является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, находится в пределах границ муниципального образования город Ростов-на-Дону.
Поэтому суд правильно применил положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об охране окружающей среды" и обоснованно пришел к выводу о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону является надлежащим ответчиком по данному делу.
Тот факт, что суд необоснованно сослался на статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может служить основанием для отмены решения, поскольку вывод суда об удовлетворении иска является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и противоречат нормам действующего законодательства, в соответствии с которыми организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ростова-на-Дону, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.