Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда
в составе: председательствующего Тахирова Э.Ю.
судей Романова П.Г., Перфиловой А.В.
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Романова П.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе НТН на решение Т. районного суда Ростовской области от 02 сентября 2013 года
УСТАНОВИЛА:
НТН обратилась в суд с иском к Администрации Тацинского района о признании незаконным отказа Администрации Тацинского района Ростовской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и в предоставлении ей жилого помещения на основании закона N159-ФЗ от 21.12.1996г. и обязании ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями закона N159-ФЗ от 12.12.1996г. и предоставить ей жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что ее отец погиб в 1989г., мать умерла в 1996г., она сирота и воспитывалась у бабушки ШРВ, которая была оформлена ее опекуном. До 18 лет она проживала в пос. Сухая Балка, в настоящее время живет с дочерью и мужем на квартире в ст. Тацинской. Жилое помещение ей, как сироте, на льготных основаниях не выделялось. В предоставлении ей жилого помещения на льготных основаниях в Администрации Тацинского района ей отказали, обосновывая это тем, что ей исполнилось 25 лет.
Она с этим не согласна и считает, что нормами действующего законодательства, не ограничено предоставление детям-сиротам жилого помещения 23-мя годами, ответчиком должна быть предоставлена ей квартира на льготных основаниях без ограничений по возрасту.
Решением
Тацинского районного суда Ростовской области от 02 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, НТН обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Апеллянт ссылается на то, что законодатель установил возраст с 18 лет, с которого предоставляется жилое помещение. О предельном возрасте, с наступлением которого прекращается обязательства перед данной категорией граждан в предоставлении жилых помещений, в законе не говорится.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (учетом ФЗ от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и исходил из того, что НТН обратилась с заявлением в компетентный орган в возрасте 25 лет и поэтому положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в части касающейся обеспечения благоустроенным жилым помещением, на нее не распространяются, истец утратила право на предоставление ей дополнительной социальной гарантии в виде обеспечения жилым помещением.
Как установлено судом, НТН родилась 12 мая 1988 года. Отец ШНА умер 07.07.1989г., мать ШЛН умерла 09-10.04.1997г.
Постановлением Главы А. Т. района от 06.05.1997 года, над истцом была учреждена опека и ШРВ назначена опекуном.
31.01.2013г. истец вышла замуж за НАВ и ей была присвоена фамилия мужа.
Согласно сообщению Росреестра и МП " Т. БТИ", за истцом и ее мужем, собственного, приватизированного, бронированного жилья, не зарегистрировано.
В июне 2013г. истец впервые обратилась к ответчику о предоставлении ей жилого помещения, как ребенку-сироте.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что НТН, 12 мая 1988 г.р. на момент постановки на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий уже достигла 25 лет, и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку право на дополнительные гарантии по социальной поддержке данной категории граждан прекращается по достижении ими 23 лет.
Судебная коллегия соглашается с таким вывода суда первой инстанции.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу указанных выше правовых норм право на предоставление дополнительных гарантий имеют лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 утратил силу, а статья 8 Закона N 159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013 г., то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Применительно к данному делу, истица должна была представить суду доказательства того, что она была поставлена на учет для предоставления жилья, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обратилась за постановкой на учет в период, когда она относилась к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку до 23-летнего возраста истица не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была поставлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилье среди указанной категории лиц и по заявлению попечителя, на момент обращения с заявлением о постановке на учет в июне 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, не относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста, оснований для предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным решением, влекут к переоценке доказательств, оцененных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи, с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения и принятию нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тацинского районного суда Ростовской области от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу НТН - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.