Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи ЖИЛЯЕВОЙ О.И.,
судей: АВИЛОВОЙ Е.О., ШАМРАЙ М.С.,
с участием прокурора Горбатько И.А.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. дело по иску и.о. прокурора г. Таганрога в интересах Онуфриенко Александра Михайловича к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционному представлению прокурора г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28.08.2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Таганрога обратился в суд в интересах Онуфриенко А.М. с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что прокуратурой на основании обращения Онуфриенко А.М. была проведена проверка деятельности УСЗН г. Таганрога в сфере присвоения гражданам звания "Ветеран труда".
По результатам проверки установлено, что Онуфриенко A.M. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, более 32 лет.
В период его работы в ОАО "325 АРЗ" (ранее - войсковая часть N 13824) постановлением N 6-2 от 08.01.2004 г. Главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ и Председателя ЦК профсоюза работников Военно-воздушных сил РФ Онуфриенко А.М. был награжден Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в профсоюзе.
18.04.2012 г. Онуфриенко А.М. обратился с заявлением в УСЗН г. Таганрога по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда", представив указанную Почетную грамоту. Однако, ответом N 860 от 28.04.2012 г. ему в приеме документов отказано на том основании, что представленная Почетная грамота от 2004 г. за подписью Главнокомандующего ВВС РФ и Председателя ЦК профсоюза работников Военно-воздушных сил РФ не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как не отвечает требованиям Приказа Министра Обороны РФ от 30.11.2006 г. N 510 "О грамотах Министерства обороны РФ" и Областному закону от 18.09.2006 г. N 41-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области".
Полагая действия ответчика неправомерными, прокурор обратился в суд и просил признать незаконными действия УСЗН г. Таганрога, выразившиеся в отказе принятия документов Онуфриенко A.M. для представления к присвоению звания "Ветеран труда", обязать УСЗН г. Таганрога принять документы Онуфриенко A.M. и направить их с представлением о присвоении Онуфриенко A.M. звания "Ветеран труда" в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения; расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ищенко И.П. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Онуфриенко A.M. в судебном заседании требования и.о. прокурора поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель УСЗН г. Таганрога Дубовской С.С. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 28.08.2013 г. в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г. Таганрога в интересах Онуфриенко A.M. отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Таганрога просит отменить решение по делу по мотивам незаконности, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводы суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
Апеллянт полагает, что судом неверно применены нормы закона, регулирующие порядок присвоения звания "Ветеран труда", а именно положения ст.ст. 7 и 72 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 г. N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Также судом не учтено, что согласно Положению о почетной грамоте, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30.11.2006 г. N 510 награждение Почетной грамотой от имени Министерства обороны РФ предоставлялось, в том числе, и Главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ.
Кроме того, апеллянт указывает на наличие судебной практики об удовлетворении исковых требований по аналогичным основаниям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", положениями Областного закона N 541-ЗС от 18.09.2006 г. "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области", Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, приказом Министра обороны РФ от 30.11.2006 N 510 (ред. от 08.05.2009 г.) "О Грамотах Министерства обороны Российской Федерации", Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 г. N 30 (в ред. от 09.07.2009 г.) и исходил из того, что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия. Статус почетной грамоты, которой награжден Онуфриенко A.M., вышеназванными директивами не определен, указания на то, что она является ведомственной наградой ? почетной грамотой Министерства обороны РФ, не имеется.
Почетные грамоты, награждение которыми произведено заместителями Министра обороны РФ, начальниками служб Министерства обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ и командующими родами войск Вооруженных Сил РФ, являются ведомственными наградами и могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" только если награждение ими было произведено в период наделения вышеуказанных лиц соответствующими полномочиями, то есть в период с 30.11.2006 г. по 18.06.2009 г.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, полагает их законными и обоснованными.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица:
имеющие удостоверение "Ветеран труда";
награжденные орденами или медалями; либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 г. в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
Согласно п. 4 той же статьи Областного закона Ростовской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 г. N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" (в ред. Областного закона от 06.10.2008 г. N 97-ЗС)
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются:
1) ордена, медали, почетные звания СССР или РФ, являющиеся
государственными наградами;
2) Почетная грамота Правительства РФ, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания РФ, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания РФ "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания РФ "За заслуги в развитии парламентаризма" иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
В совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" разъяснено, что к ведомственным знакам отличия в труде следует относить нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России и письмом Минтруда России при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки.
Кроме этого как следует из вышеуказанных писем награды ВЦСПС, ФНПР. ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России при присвоении звания "Ветеран труда" принимаются во внимание ведомственные знаки отличия в труде, выданные Минобороны бывшего Союза ССР или Минобороны России, удостоверения к которым подписаны руководством этих министерств, а также командованием родов войск, военных округов и флотов Вооруженных Сил СССР или России.
Письмо Министерства труда РФ N 2026-ВЯ и Министерства социальной защиты населения РФ N 4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не прошло государственную регистрацию.
Письмо Министерства труда РФ от 07.10.1998 г. 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" было отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.06.2008 г. N 3854-ЮВ с указанием на то, что его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов РФ не представляется возможным.
Между тем, в Вооруженных Силах СССР ведомственные знаки отличия не учреждались.
Перечень ведомственных наград содержится в ОКИН ОК 018-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 г., где также отсутствует упоминание о ведомственных знаках Министерства обороны.
В соответствии с Положением о наградных знаках Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.08.1996 года N 280, ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации являлись наградные знаки, в том числе медали, награждение которыми в соответствии с положением о них производилось приказами Министра обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2008 года N 108 приказ Министра обороны Российской Федерации от 07.08.1996 года N 280 признан утратившим силу.
В соответствии с Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 г. N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 31.03.2008 г. за N 11429) ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны РФ и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана из принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 :08.2004 г. N 1082 (ред. от 12.07.2012) "Вопросы Министерства обороны РФ" Министр обороны:
- определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков;
- представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил к награждению государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента РФ, награждает ведомственными наградами военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан РФ и иностранных граждан (кроме присвоения почетных званий), оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы (в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 г. N 1517).
Согласно приказу Министра обороны РФ от 30.11.2006 г. N 510 "О грамотах Министерства обороны РФ" Почетная грамота является ведомственной наградой, которой награждаются военнослужащие Вооруженных Сил РФ за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе, лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Награждение ведомственной наградой - Почетной грамотой, производится приказом Министра обороны Российской Федерации по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.
Таким образом, в период до ноября 2006 г. в Министерстве обороны как ведомственная награда - почетная грамота отсутствовала.
Следовательно, от имени министерства (ведомства) право наградить кого-либо данной грамотой никому не предоставлялось и не могло быть предоставлено, поскольку, даже если и грамоты выдавались, то они не порождали для гражданского персонала никаких правовых последствий, поскольку не могли быть отнесены до ноября 2006 г. к ведомственным наградам.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что наличие у Онуфриенко A.M. вышеуказанной Почетной грамоты за многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в профсоюзе, награждение которой произведено на основании постановления Главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ и Председателя ЦК профсоюза работников Военно-воздушных сил РФ от 08.01.2004 г., основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда" не является.
Доводы апелляционного представления не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, сводятся к неверному толкованию норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Данные доводы являются аналогичными приводимым в ходе судебного разбирательства дела, которые являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены имеющие значение для дела обстоятельства и нормы права, на основании которых оно вынесено и при правильном их толковании.
Ссылка апеллянта на постановление судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, вынесенное в рамках иного гражданского дела по иску прокурора, заявленного в интересах другого лиц по аналогичным основаниям, несостоятельна, так как преюдициального значения для суда при разрешении настоящего спорного правоотношения данный судебный акт в силу положений действующего гражданского процессуального законодательства не имеет.
При таком положении, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют доказательствам, которым в их совокупности дана надлежащая оценка, и законодательству, регулирующему спорные правоотношения, оснований к отмене решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28.08.2013 г. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.