Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.В.,
судей Нестеровой Е.А., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Филимоновой В.В.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску МУ "Управление социальной защиты населения" г. Зверево к Петраковой Н.В. о возврате незаконно полученной суммы по выплате компенсации на оплату ЖКУ,
по апелляционной жалобе Петраковой Н.В. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 18.10.2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
МУ "Управление социальной защиты населения" г. Зверево обратилось в суд с иском к Петраковой Н.В. о возврате незаконно полученной суммы по выплате компенсации на оплату ЖКУ, указав, что Петракова Н.В., являясь инвалидом 3 группы, состоит на учете в МУ УСЗН города Зверево и пользуется компенсацией расходов на оплату ЖКУ в виде ежемесячных денежных выплат, рассчитанную по региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.
В течение 2009 года, 2010 года, 2011 года, 2012 года и в период с января по июль 2013 года, расчет компенсации на оплату ЖКУ для ответчика производился с учетом состава семьи -1 человек, на основании поданных ответчиком сведений (справки о составе семьи и места жительства). Однако в июле 2013 года было выявлено, что семья сына ответчика зарегистрирована вместе с ответчиком с 1999 года.
Поскольку размер компенсации на оплату ЖКУ рассчитывался исходя из неправильного числа зарегистрированных граждан, это повлекло получение Петраковой Н.В. завышенного размера суммы компенсации. С учетом состава семьи 5 человек, полученной в период с 01.08.2010 года по 30.06.2013 года, с учетом состава семьи 6 чел - за июль 2013 года размер излишне выплаченной компенсации за оплату ЖКУ составил - ... руб.
Кроме того, в период с июня 2009 года по май 2013 года, Петракова Н.В. являлась получателем жилищной субсидии, и в нарушение "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ N761 от 14.12.2005г, предоставляла заведомо недостоверную информацию. Размер необоснованно полученных Петраковой Н.В. жилищных субсидий составляет - ... руб., поскольку с учетом состава семьи 6 человек и доходов, предъявленных на оформление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, в соответствии с Областным законом от 22.06.2012т N 882-ЗС, размер жилищной субсидии равен нулю.
В добровольном порядке ответчик указанные суммы не возвратил, в связи с чем, с учетом утоненных исковых требований, истец просил суд взыскать с ответчика ... руб.
Представитель истца в судебном заседании просила удовлетворить заявленные УСЗН уточненные исковые требования в полном объеме.
Ответчик Петракова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, пояснив, что проживает 13 лет одна.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 18.10.2013 г. суд уточненные исковые требования МУ "Управление социальной защиты населения" г. Зверево удовлетворил, взыскал с Петраковой Н.В. в пользу МУ "Управление социальной защиты населения" г. Зверево сумму излишне уплаченной компенсации на оплату ЖКУ за период с августа 2010 года по июль 2013 года, включительно в размере ... руб., сумму необоснованно полученных жилищных субсидий за период с июня 2009 года по май 2013 года, включительно в размере ... руб., а всего ... руб. Кроме того, с Петраковой Н.В. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере ... руб.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. 8 "Порядка расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также о порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 г N212, п. 2 ст. 159 ЖК РФ, ст.ст. 1102, 1107 ГК РФ, Постановление Правительства РФ "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 14.12.2005 года N 761 (в ред. от 16.03.2013 года).
При этом суд исходил из того, что ответчиком не были представлены документы, подтверждающие временное отсутствие зарегистрированных в жилом помещении лиц, тогда как требования истца о взыскании с ответчика денежных средств, в размере ... руб. обоснованы, подтверждены представленными в судебное заседание доказательствами.
Вопрос о взыскании суммы госпошлины разрешен в порядке ст. 98 ГПК РФ.
С постановленным судом решением не согласилась Петракова Н.В., обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Петракова Н.В. указывает на то, что ею были представлены достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что сын с семьею совместно с ней не проживает, начисление коммунальных услуг на него и его семью, по адресу проживания ответчика не производится.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Согласно ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ознакомившись с материалами дела, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены в статье 330 ГПК РФ. Таких оснований, по мнению судебная коллегия имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Петракова Н.В., будучи инвалидом 3 группы состоит на учете в МУ УСЗН города Зверево и с 2009г. пользуется компенсацией расходов на оплату ЖКУ в виде ежемесячных денежных выплат, рассчитанную по региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения и получает жилищные субсидии.
МУ УСЗН г. Зверево предоставляло Петраковой Н.В. компенсацию расходов на оплату ЖКУ в виде ежемесячных денежных выплат за период с августа 2010 года по июль 2013 года, включительно, а также жилищную субсидию за период с июня 2009 года по май 2013 года на основании представленных ею документов, исходя из состава семьи Петраковой Н.В. - 1 человек. Вместе с тем, совместно с Петраковой Н.В. по ул. О., ... , кв. ... в г. Зверево Ростовской области зарегистрированы её сын П.А.Н. и его семья - супруга П.O.Л. и трое детей.
Постановляя решение об удовлетворении исковых требований МУ УСЗН г. Зверево, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеет место неосновательное обогащение Петраковой Н.В., учитывая, что обращалась в МУ УСЗН г. Зверево с заявлением о получении компенсации и субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно с предоставлением соответствующих документов, она предоставляла справки о составе семьи 1 человек, без указания зарегистрированных вместе с ней сына и его семьи: жены и троих детей. Документы, подтверждающие временное отсутствие зарегистрированных в жилом помещении лиц, в соответствии с Постановлением Правительства РО N 212 от 09.12.2001 г. и п.8 Постановления Правительства РО от 09.12.2011 N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" Петракова Н.В. в УСЗН не представляла.
Учитывая изложенное, суд не принял во внимание доводы ответчика относительно того, что её сын с семьей с 2002 года по настоящее время, с ней не проживает, поскольку его семье предоставлено временное жилье по адресу: г. Зверево, ул. И. ... , кв. ... , где на имя невестки П.О.Л. (состав семьи 4 человека, а с июля 2013г. 5 человек) открыт лицевой счет, и производятся соответствующие платежи за жилое помещение и коммунальные услуги.
С выводами суда первой инстанции о наличии в данном случае неосновательного обогащения Петраковой Н.В., и следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику, связанную с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, определяет Федеральный законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (ст. 7). Определение условий и порядка оказания такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем. Система социальной защиты инвалидов установлена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 17 которого предусмотрена 50-процентная скидка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РО от 09.12.2011 N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области и (или) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) осуществляют прием документов, необходимых для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (далее - ежемесячная денежная выплата), от граждан, указанных в пункте 1 настоящего Положения, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 8 указанного постановления, предусмотрено, что учет, подтверждение права на предоставление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.
С письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление ежемесячных денежных выплат, может обратиться в том числе за предоставлением ежемесячных денежных выплат. При назначении гражданину ежемесячных денежных выплат учитываются также члены его семьи при наличии у них права на меры социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством. При временном отсутствии отдельных граждан, зарегистрированных в жилом помещении с гражданином, которому назначены и предоставляются ежемесячные денежные выплаты, они не включаются в расчет занимаемой площади жилого помещения, если их отсутствие подтверждено документально.
Статьей 159 ЖК РФ установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положений ст. 159 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 60, пункта 61 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, взысканию в бюджет по иску уполномоченного органа к получателю субсидии подлежит только та часть субсидии, которая была получена без законных оснований.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что за период с 01.08.2010г. по 31.07.2013г. Петраковой Н.В. была излишне выплачена компенсация на оплату ЖКУ в размере ... руб. и с 01.06.2009г. по 31.05.2013г. необоснованно получены жилищные субсидии в размере ... руб., а всего ... руб.
Обращаясь в районный суд, истец указал, что данная переплата в размере ... руб. возникла в результате недобросовестных действий Петраковой Н.В., которая предоставляла справки о составе семьи, из которых следовало, что состав её семьи 1 человек, несмотря на то, что совместно с ней (ул. О. ... , кв. ... , г. Зверево), зарегистрированы сын и его семья - супруга и трое детей.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и соответственно с доводами истцовой стороны, судебная коллегия принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу ч.1 и 3 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом первой инстанции было установлено, что Петракова Н.В. является инвалидом 3 группы и получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями действующего законодательства. Местом жительства и регистрации её является кв. ... , в доме N ... по ул. О., в г. Зверево. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: сын - П.А.Н., невестка - П.О.Л., и их трое детей (л.д.8, 31, 45).
Из материалов дела следует и истцовой стороной данный факт не оспаривается, что сын ответчицы со своей семьей с 2002 года по месту регистрации не проживает. Распоряжениями мэра г. Зверево на основании решений жилищной комиссии П.О.Л. с семьей временно вселена в жилое помещение по адресу: г. Зверево, ул. И. ... , кв. ... В последующем, распоряжениями мэра г. Зверево срок временного вселения П.О.Л. в указанное жилое помещение продлялся. На имя П.О.Л. поставщиками коммунальных услуг открыты лицевые счета, по которым производятся соответствующие расчеты (л.д. 49-54).
Согласно справки ООО "Управляющая жилищно-коммунальная компания" от 17.10.2011г. N 2016 П.О.Л. с семьей: муж и два сына, (третий ребенок родился в июле 2013г.) проживают по адресу: г. Зверево, ул. И., д. ... , кВ. ... , зарегистрированы по адресу: ул. О. д ... , кВ. ... (л.д. 49).
Оплата услуг водоснабжения, электроэнергии, теплоснабжения, П.О.Л. подтверждается квитанциями об оплате за август 2013г.
Установленное, достоверно свидетельствует о том, что сын ответчицы, в оспариваемый истцом период, вместе с ней не проживал, общее хозяйство не вел.
Гражданским кодексом РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Факт не проживания сына ответчицы и членов его семьи по месту регистрации по ул. О. д ... , кВ. ... , а также тот факт, что П.А.Н. и члены его семьи фактически проживают по адресу ул. И. д ... , кВ. ... , в г. Зверево, истцом не оспаривается. Не было опровергнуто и то, сын ответчицы оплачивает соответствующие коммунальные услуги по месту фактического проживания его семьи.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что сама по себе регистрация членов семьи ответчицы по месту её жительства, при их фактическом не проживании, не может являться основанием для лишения Петраковой Н.В., как инвалида, мер социальной поддержки, предусмотренных нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что полученные Петраковой Н.В. денежные средства в виде компенсации по оплате ЖКУ и жилищных субсидий являются неосновательным обогащением, поскольку в данном случае, не установлена недобросовестность в действиях Петраковой Н.В.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Материалами дела бесспорно установлено, что ответчица относится к категории граждан, имеющим право на указанные меры социальной поддержки, фактически проживает составом семьи 1 человек, оплату коммунальных услуг производит по приборам.
По смыслу вышеприведенных норм гражданского законодательства, неосновательное обогащение предполагает недобросовестность, вину лица, в таком обогащении, что в данном конкретном случае не имеет места.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что сумма компенсации и жилищных субсидий за оспариваемый период выплачена Петраковой Н.В. на законных основаниях, а потому возврату не подлежит.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, относительно недобросовестности Петраковой Н.В., поскольку бесспорных доказательств недобросовестных действий со стороны Петраковой Н.В., связанных с получением данных денежных средств, в спорный период, материалы дела не содержат.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании излишне выплаченной компенсации по оплате ЖКУ и жилищных субсидий.
Принимая во внимание, что по настоящему делу, при вынесении судебного постановления, допущены нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить состоявшееся судебное решение и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МУ УСЗН г. Зверево.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 18 октября 2013г. отменить и постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска МУ "УСЗН г. Зверево" к Петраковой Н.В. о возврате незаконно полученной суммы по выплате компенсации на оплату ЖКУ и жилищных субсидий.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.