Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Басиашвили Ш.З. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 4 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Басиашвили Ш.З. обратился в суд с заявлением об оспаривании ответа должностного лица.
В обоснование своих требований заявитель указал, что 2 августа 2013 года в адрес начальника УФМС России по Ростовской области он направил жалобу с просьбой проверить законность размещения его в Государственном казенном учреждении Ростовской области "Специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации".
Полученный на обращение ответ от 9 августа 2013 года заявитель считает отпиской органов миграционной службы, поскольку в нём излагаются факты, заявителю хорошо известные, при этом ответ не содержит информации о принятии безотлагательных мер по освобождению Басиашвили Ш.З. из специального учреждения, поскольку его нахождение там незаконно.
По этим основаниям заявитель просил суд признать ответ заместителя начальника УФМС России по Ростовской области Скрипкина В.И. незаконным и обязать его предпринять действия по освобождению Басиашвили Ш.З. из незаконного нахождения в местах лишения свободы.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 4 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований Басиашвили Ш.З. отказано.
В апелляционной жалобе Басиашвили Ш.З. просит решение отменить и принять новое решение в соответствии с ранее заявленными им требованиями, указывая на то, что органами миграционной службы при подготовке ответа на обращение нарушены положения Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан, т.к. полученный ответ не содержит указания на результаты проведённой органами миграционной службы проверки наличия законных оснований содержания Басиашвили Ш.З. в специальном учреждении с учетом вновь открывшихся обстоятельств: ответа консула Грузии от 8 июля 2013 года, в котором содержится отказ в оформлении свидетельства о возвращении его в Грузию. Незаконное ограничение свободы препятствует Басиашвили Ш.З. реализовать его право на обращение в органы миграционной службы с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации, однако УФМС не обращается в суд с заявлением об отмене решения о размещении его в спецучреждении или освобождении его в связи с невозможностью исполнить решение суда. Поэтому заявитель считает, что суд незаконно не обязал заинтересованное лицо приступить к решению вопроса о его статусе и судьбе.
По правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Басиашвили Ш.З. Шевченко Д.Б., представителя УФМС России по Ростовской области Сагамонову О.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из содержания главы 25 ГПК РФ следует, что для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими постановлением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Предметом оспаривания в данном деле является ответ УФМС России по Ростовской области на обращение Басиашвили Ш.З.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьёй 9 того же Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Из статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 1).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (пункт 3).
В силу положений статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным Приказом ФМС России от 01.06.2012 г. N 196, определялся стандарт и порядок предоставления государственной услуги Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и их структурными подразделениями.
Принимая решение, суд установил, что 27 октября 2006 года Ворошиловским районным судом г. Ростова-на-Дону Басиашвили Ш.З. признан виновным по совокупности преступлений, предусмотренных ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА УК РФ, и к нему применена мера наказания в виде ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о нежелательности пребывания Басиашвили Ш.З. в Российской Федерации.
1 февраля 2010 года в отношении Басиашвили Ш.З. вынесено распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы", сроком до 18 ноября 2017 года.
В соответствии с решением Новочеркасского городского суда от 22 марта 2013 года Басиашвили Ш.З. содержится в Государственном казённом учреждении Ростовской области "Специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации". Срок размещения Басиашвили Ш.З. в специальном учреждении установлен до исполнения решения о депортации.
8 июля 2013 года консул Республики Грузия письмом уведомил УФМС России по Ростовской области о том, что свидетельство на возвращению в Грузию Басиашвили Ш.З. оформлено не будет в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законодательством Грузии.
2 августа 2013 года Басиашвили Ш.З. направил начальнику УФМС России по Ростовской области жалобу с просьбой провести проверку законности размещения его в специальном учреждении для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации за пределы Российской Федерации.
9 августа 2013 года заместителем начальника УФМС России по Ростовской области Скрипкиным В.И., по результатам проведённой проверки по жалобе Басиашвили Ш.З. дан ответ с изложением установленных в ходе проверки обстоятельств и оснований нахождения Басиашвили Ш.З. в специальном учреждении на срок до исполнения решения о депортации.
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 марта 2013 года о помещении заявителя в спецучреждение вступило в законную силу.
Ссылаясь на положения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", применив его к установленным по делу обстоятельствам, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявления Басиашвили Ш.З. о признании незаконным ответа заместителя начальника УФМС России по Ростовской области, поскольку в ходе судебного разбирательства был установлен факт соответствия оспариваемых заявителем действий должностного лица при рассмотрении заявления Басиашвили Ш.З. от 2 августа 2013 года требованиям закона, т.к. содержащаяся в обращении Басиашвили Ш.З. просьба о проведении проверки законности содержания его в спецучерждении была удовлетворена, проверка проведена, о чём заявителю был дан своевременный ответ.
Судебная коллегия находит, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Материалами дела подтверждается, что действия заинтересованного лица, выразившиеся в направлении ответа на обращение Басиашвили Ш.З., соответствуют положениям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обращение рассмотрено в установленный законом срок, а его содержание соответствует установленным в законе требованиям. Несогласие Басиашвили Ш.З. с оспариваемым ответом не свидетельствует о его незаконности и о нарушении прав заявителя.
Таким образом, совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого ответа, не установлена, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления соответствует требованиям законности и обоснованности, и потому оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для разрешения заявленных требований, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем изложенные в ней доводы не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 4 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Басиашвили Ш.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.