Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.,
судей: Алферовой Н.А., Калинченко А.Б.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Обориной С.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Камышовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 23 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Красный Сулин в интересах Солунина В.П. обратился в суд с иском к Администрации Красносулинского района Ростовской области, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Правительства Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Солунин В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виду того, что в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей.
23 марта 2010 года Солунин В.П. обратился с заявлением к главе Администрации Углеродовского городского поселения Красносулинского района о постановке на льготную очередь для получения жилья, в связи с чем, Постановлением Главы администрации Красносулинского городского поселения от 6 апреля 2010 года N 17 Солунин В.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В настоящее время Солунин В.П. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Прокурор просил суд, обязать администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Солунину В.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления.
23 сентября 2013 года Красносулинский районный суд Ростовской области постановил решение, которым исковые требования Красносулинского городского прокурора удовлетворил, обязав администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Солунину В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Не согласившись с решением, администрация Красносулинского района Ростовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данное решение, как незаконное. Указывает на то, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Расходные обязательства субъектом РФ - Ростовской областью по указанной льготе надлежащим образом не исполнены, субвенций из областного бюджета для обеспечения Солунина В.П. жилым помещением Правительством Ростовской области Красносулинскому району не выделены, в связи с чем, по мнению апеллянта, решение суда неисполнимо.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Черновой Е.В., полагавшей, что решения суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на администрацию Красносулинского района Ростовской области обязанности по предоставлению Солунину В.П. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходил из того, что Солунин В.П. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается материалами дела, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции Солунин В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Углеродовского городского поселения Красносулинского района от 06.04.2010 года N 17 был постановлен на квартирный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Своего жилья не имеет, объектов недвижимого имущества на праве собственности также у него не имеется, проживает в квартире у своей бабушки - опекуна Г.Т.А..
Кроме того, Солунин В.П. включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 года по 2015 год. Однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Ростовской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 указанного закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о возложении на Администрацию Красносулинского района Ростовской области обязанности предоставить Солунину В.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Верным является вывод суда о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения в данном случае лежит на органе местного самоуправления, поскольку он наделен государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных законодательством РФ социальных норм.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил возражения представителя Администрации Красносулинского района Ростовской области об отсутствии финансирования для приобретения жилья Солунину В.П., поскольку действующим законодательством право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилья не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия или наличия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, на основании анализа представленных сторонами доказательств, объяснений сторон, правильно определив правоотношения сторон, применив закон, подлежащий применению не допустив нарушения норм материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и при отсутствии решения компетентного органа о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением Солунина В.П. несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
Исходя из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о необоснованности постановленного решения, а позиция Администрации Красносулинского района Ростовской области не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства. Апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает по доводам жалобы оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красносулинского района Ростовской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.