Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Тахирова Э.Ю.
судей Руденко Т.В. и Толстика О.В.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Бижко Е.О.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Руденко Т.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Морозовского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 1 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Морозовского района Ростовской области в интересах Ганциорова Д.А. обратился в суд с иском к Администрации Морозовского района Ростовской области, третье лицо Правительство Ростовской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение специализированного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование требований указал, что Ганциоров Д.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации Морозовского района Ростовской области от 25.12.2009 г. N 365 поставлен на муниципальный квартирный учет, и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа нуждающихся в жилом помещении за счет средств областного бюджета. Администрацией Морозовского района Ростовской области до настоящего времени жилье Ганциорову Д.А. не предоставлено.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 1 октября 2013 года постановлено обязать Администрацию Морозовского района Ростовской области предоставить Ганциорову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе Администрация Морозовского района Ростовской области просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Апеллянт приводит довод о том, что в настоящее время Ганциоров Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2013 года по 2015 годы, в связи с чем он не лишен права быть обеспеченным жилым помещением, в соответствии с законодательством РФ.
В апелляционной жалобе представитель администрации просит отменить решение суда, указывая, что в рамках осуществления переданных государственных полномочий Администрацией Морозовского района Ростовской области заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, срок передачи дома - до 15.11.2013 года. В настоящее время право муниципальной собственности на строящееся жилье не зарегистрировано, в связи с чем договоры социального найма администрацией не могут быть заключены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что Ганциоров Д.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, на основании Постановления главы Администрации Морозовского района Ростовской области от 25.12.2009 г. N 365 поставлен на муниципальный квартирный учет в 2009 году. Однако Ганциорову Д.А., имеющему статус ребенка-сироты, в соответствии с действующим законодательством не предоставлено жилое помещение.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Ганциорова Д.А. и принял решение, которым обязал Администрацию Морозовского района Ростовской области предоставить Ганциорову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (п. 2 ст. 4 Федерального закона N15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать, как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в ст. 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию Морозовского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Ссылка заявителя жалобы на то, что Ганциоров Д.А. не лишен права быть обеспеченным жилым помещением, в соответствии с законодательством РФ, поскольку он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в период с 2013 года по 2015 годы, является несостоятельной.
При рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение истца жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
Доводы жалобы о долевом участии ответчика в строительстве жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, либо отсутствия регистрации права муниципальной собственности на имеющееся жилье, подлежащее предоставлению вышеназванной категории граждан на основании договора социального найма.
Суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, нормы материального права применены правильно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Морозовского районного суда Ростовской области от 1 октября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Морозовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.