Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хаянян Т.А.,
судей Криволапова Ю.Л., Качаевой Т.А.,
с участием прокурора Черновой Е.В.,
при секретаре Чубарян Е.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Криволапова Ю.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2013 года
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах Гондаренко В.А. обратился в суд с иском к Администрации Зерноградского района, третьи лица: Администрация Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области, Правительство Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития, Управление образования Администрации Зерноградского района Ростовской области, об обязании предоставить Гондаренко В.А. благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что истец ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относится к лицам из категории детей-сирот.
Гондаренко В.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Постановлением Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года Гондаренко В.А. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. До настоящего времени Гондаренко В.А. органами исполнительной власти не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2013 года суд обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Гондаренко В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Не согласившись с решением, Администрация Зерноградского района Ростовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части.
Так апеллянт указывает на то, что финансовое обеспечение расходной части обязательств по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на органы государственной власти субъекта РФ, в данном случае на Правительство РО.
Податель жалобы указал, что суд первой инстанции, возлагая обязанности по обеспечению жилым помещением истца только на Администрацию Зерноградского района, не указал порядок исполнения судебного акта и источники финансирования, что, по мнению апеллянта, приведет к невозможности его исполнения.
Апеллянт просит решение Зерноградского районного суда от 16.09.2013 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства Администрации Зерноградского района, необходимые для приобретения Гондаренко В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
От Заместителя начальника Управления Образования Администрации Зерноградского района поступил отзыв на апелляционную жалобу Минобразования Ростовской области, в котором он соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит изменению.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
При вынесении решения, суд руководствовался положениями ЖК РФ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1 Закона Ростовской области от 22.06.2006 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что Гондаренко В.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА году принята на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и имеющее внеочередное право на получение жилого помещения, однако жилым помещением по настоящее время не обеспечена, что является нарушением ее прав.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что администрация Зерноградского района Ростовской области обязана предоставить Гондаренко В.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Гондаренко В.А. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года.
Постановлением Главы Зерноградского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетней Гондаренко В.А. учреждена опека.
Постановлением Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года Гондаренко В.А. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. До настоящего времени Гондаренко В.А. органами исполнительной власти не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке.
Принимая во внимание изложенные выше положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию Зерноградского района обязанности по восстановлению нарушенных прав истца и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленной общей нормы площади жилого помещения.
При этом обязанность по обеспечению истца жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ суд правильно возложил на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье - администрацию Зерноградского района Ростовской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что без поступления финансирования в Администрацию Зерноградского района из бюджета Ростовской области будет невозможно исполнение судебного решения, в связи с чем суд должен был обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для Гондаренко В.А., направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
В целом указанному доводу судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложены в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.