Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Хаянян Т.А.
судей: Качаевой Т.А., Криволапова Ю.Л.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Чубарян Е.А.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Качаевой Т.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 19 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах [ФИО]7 обратился в суд с иском к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третьи лица: АМ., У., П., МО., МС..
Свои требования мотивировал тем, что [ФИО]7 (ранее [ФИО]13) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году в связи с заключением брака [ФИО]8 присвоена фамилия [ФИО]7 Мать - [ФИО]15 умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, отец - [ФИО]10 решением Зерноградского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА лишен родительских прав.
Постановлением Главы Зерноградского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетней [ФИО]8 была учреждена опека. В 2010 году [ФИО]8 окончила обучение МОУ МШ. и получила аттестат о полном (среднем) образовании.
Постановлением АМ. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА [ФИО]7 поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
Истец просил суд обязать ответчика предоставить [ФИО]7 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 19 сентября 2013 года исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах [ФИО]7 удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Зерноградского района в лице Главы Зерноградского района [ФИО]11 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части, и обязать П. выделить денежные средства Администрации Зерноградского района, необходимые для приобретения [ФИО]7, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Заявитель ссылается на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
По мнению апеллянта, суд не учел, что исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложенных на органы местного самоуправления, согласно ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Как указано в жалобе, суд нарушил требования ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку на основании указанной нормы муниципальное образование не имеет права устанавливать и исполнять указанные расходные обязательства.
Заявитель указывает, что специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона N 15-ФЗ в государственной собственности субъекта РФ, который в Зерноградском районе не сформирован. В решении суда не указано, за счет каких средств должно производиться финансирование приобретения жилья, способ и порядок исполнения судебного решения, что приведет к невозможности его исполнения на практике.
В заседание судебной коллегии не явились [ФИО]7, представители Администрации Зерноградского района Ростовской области, АМ., У., П., МО., МС. о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили; судебная коллегия признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 167, пункта 1 статьи 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
При вынесении решения суд руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 92, 98, 109.1 ЖК РФ, 98, 103 ГПК РФ, ст. 33336 НК РФ, ст. ст. 1, 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-3C (ред. от 03.12.2012 г.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что, поскольку [ФИО]7 постановлением АМ. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА была признана нуждающейся в жилом помещении еще в 2011 году однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей предоставлено не было, исковые требования прокурора об обязании Администрации Зерноградского района Ростовской области предоставить [ФИО]7 жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [ФИО]7, постановлением Главы АМ. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на квартирный учет.
Согласно имеющимся в деле доказательствам какого-либо жилья на территории Ростовской области [ФИО]7 не имеет.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела [ФИО]7 жилым помещением не обеспечена, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию Зерноградского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета, направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
При рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение [ФИО]7 жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.
Довод жалобы о том, что суд нарушил требования ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, основан на ошибочном понимании апеллянтом правоотношений сторон и неправильном толковании по своему усмотрению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целом указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложеными в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.