Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Калинченко А.Б., Алферовой Н.А.
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Калинченко А.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 07 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Первоначально Колчанов С.С. обратился в суд с иском к администрации г.Новочеркасска, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья в 2013г., обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, третьи лица Правительство Ростовской области, отдел жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска.
Указал, что относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец - [ФИО]4 умер, а мать - [ФИО]4 лишена родительских прав. Его опекуном на основании Постановления главы администрации г.Новочеркасска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.12.1993 года назначена бабушка - [ФИО]5
В 2010 году истец обратился с заявлением в администрацию г.Новочеркасска по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
28 декабря 2010 года администрацией г. Новочеркасска было издано Постановление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О принятии Колчанова С.С. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список на внеочередное предоставление жилья", однако фактически жилое помещение ему не предоставлено.
Уточнив исковые требования, истец просил суд обязать администрацию г.Новочеркасска предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 07 октября 2013 года суд обязал администрацию г. Новочеркасска предоставить Колчанову С.С. 30 октября 1989 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Представитель Администрация г.Новочеркасска по доверенности Черкашина О.В. подал апелляционную жалобу, просит отменить решение и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска.
Апеллянт ссылается на Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и указывает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Апеллянт полагает, что Колчанов С.С. должен обеспечиваться жилым помещением в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012г. N539.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
При вынесении решения суд руководствовался нормами ЖК РФ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 29.02.2012г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Ростовской области от 22.06.2006г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что Колчанов С.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, что является нарушением его прав.
Постановлением администрации г. Новочеркасска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 декабря 2010 года Колчанов С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, составом семьи 1 человек, однако жилым помещением не обеспечен.
С учетом указанных обстоятельств, суд посчитал необходимым обязать администрацию г.Новочеркасска предоставить Колчанову С.С. благоустроенное жилое помещение.
Возлагая обязанность по обеспечению Колчанова С.С. жилым помещением на администрацию г. Новочеркасска, суд исходил из положений ст. 1 Закона Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и исходя из анализа приведенных норм права, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда, а, соответственно, и о правомерности заявленных требований, законными и обоснованными.
Ссылка апеллянта на то, что обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и могут быть возложены на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, не может быть признана основанием для отмены решения суда, поскольку выводы суда не свидетельствуют об обратном.
Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, исходя из требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новочеркасска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.