Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.
судей Шамрай М.С., Котельниковой Л.П.
с участием прокурора Горбатько И.А.
при секретаре Торпуджиян А.Х.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области
на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 30.09.2013 г. по делу по иску прокурора Егорлыкского района в интересах Рудика Олега Борисовича к УСЗН Администрации Егорлыкского района, третье лицо: МТиСР Ростовской области о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, об обязании произвести перерасчет указанной компенсации исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Рудика О.Б. к УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, об обязании произвести перерасчет указанной компенсации исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указывалось, что ответчик в нарушение положений Закона РФ "Об образовании" и Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет Рудику О.Б. в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику.
По мнению истцовой стороны, действия УСЗН Администрации Егорлыкского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю самого педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству и нарушают права Рудика О.Б. на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
На основании изложенного и с учетом уточненных требований прокурор просил суд признать незаконными действия УСЗН Администрации Егорлыкского района по расчету и выплате Рудику О.Б. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на его долю в занимаемом им жилом помещении; обязать УСЗН Администрации Егорлыкского района произвести за период с 01.07.2010 г. до 01.07.2013 г. перерасчет размера выплат Рудику О.Б. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по ул. ( ... ) х. ( ... ) Егорлыкского района Ростовской области, вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю Рудика О.Б. в данном жилом помещении.
В судебном заседании прокурор и Рудик О.Б. заявленные требования поддержали, просили об удовлетворении иска.
Представитель УСЗН Администрации Егорлыкского района иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства труда и социального развития Ростовской области.
Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 30.09.2013 г. иск прокурора Егорлыкского района удовлетворен.
Признаны незаконными действия УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области по расчету и выплате Рудику О.Б. компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на его долю в занимаемом им жилом помещении; на УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет размера выплат Рудику О.Б. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение вместо ранее производимого расчета компенсаций, приходящейся только на долю Рудика О.Б.
Не соглашаясь с постановленным по делу судебным решением, УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленного иска. Ссылается на то, что расчет выплат педагогическим работникам, в том числе и Рудику О.Б., осуществляется автоматически, путем внесения сотрудниками УСЗН предоставленных педагогическим работником документов, расчет на выплату им сумм компенсаций формируется автоматически и от сотрудников УСЗН не зависит. В связи с чем, не имеется правовых оснований для признаний незаконными действий УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области.
Ответчик ссылается на нарушение судом требований ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, согласно которым установлена солидарная ответственность членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику. Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, как Федеральным законом от 10.07.1992 г. N 3266-1, так и Областным законом от 17.01.2005 г. N 274-ЗС не предусмотрено.
Ответчик обращает внимание на то, что судом не принято во внимание, что до 10.08.2011г. расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялся в соответствии с действующим до 10.08.2011 г. законодательством, а поэтому оснований признавать незаконными действия УСЗН Администрации Егорлыкского района, а также обязании произвести перерасчет размера выплат с 01.07.2010 г. Рудик О.Б. не имеется.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав явившегося в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя ответчика УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области, заслушав прокурора отдела прокуратуры области, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из установленности того факта, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Совместно с ним проживают члены его семьи в составе 4 человек, включая самого Рудика О.Б.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна была предоставляться истцу с учетом всех совместно проживающих с ним членов его семьи.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику в период времени с 01.07.2010 г. по 01.07.2013 г.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013 г.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшая до 01.09.2013 г.), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.8 ст. 47 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 N 544-ЗС).
Уровень социальных гарантий педагогический работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области"
Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 N 1106-ЗС)
Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела следует, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывалась только на долю истца.
Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором он проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия считает выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона РФ "Об образовании", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствовали положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площади.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным не имеется.
Между тем, судебная коллегия, считает постановленное по делу решение в части признания действия УСЗН администрации Егорлыкского района Ростовской области незаконным, подлежащим изменению, путем исключения данного указания из резолютивной части решения, по следующим основаниям.
В данном случае действия УСЗН Егорлыкского района не обжалуются в порядке главы 25 ГПК РФ, прокурором заявлены требования в порядке искового производства. Предметом настоящего спора является право Рудика О.Б. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, которое восстановлено в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 30.09.2013 г. изменить, исключив из резолютивной части указание о признании незаконными действий УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области по расчету и выплате Рудику О.Б. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
В остальной части решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 30.09.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.