Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей Абрамова Д.М.,
Москаленко Ю.М.
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.
дело по исковому заявлению Буланова Н.Н. о признании незаконным решения ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 07.02.2013 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе Буланова Н.Н. на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19.08.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Буланов Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 07.02.2013 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать принять решение о постановке его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование требований указано, что оспариваемое решение незаконно, поскольку истец являлся военнослужащим с календарной выслугой на 01.01.2004 года 26 лет 2 месяца 16 дней, уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе приказом от 10.03.2004 года, а с 24.03.2004 года исключен из списков личного состава части. В период прохождения службы на основании ордера от ... года N12 на него и состав семьи 4 человек (вместе с ним) выделена ... квартира общей площадью ... кв.м в ... Камышинского района Волгоградской области, в этой квартире истец с семьей (на время подачи заявления в ФГУ 3 человека) проживает в настоящее время. В связи с неполучением по состоянию на 2011 год государственного жилищного сертификата в рамках Президентской программы, участником которой истец являлся (военный городок " ... " утратил статус закрытого военного городка), в декабре 2012 году он решил воспользоваться правом, предусмотренным ч.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на изменение места жительства после увольнения. С целью получения жилого помещения заявитель обратился в ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с документами о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а решением от 07.02.2013 года ему было отказано в постановке на учет, поскольку он не является военнослужащим, не представил документы о признании нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Буланов сослался на то, что такое основание отказа противоречит статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункту 6 пп. "а", пункту 7 пп. "и", пункту 8 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства"), его право на получение жилого помещения по вновь избранному месту жительства после увольнения осталось нереализованным, оспариваемое решение препятствует реализации такого права.
Представители Буланова Н.Н. в суде первой инстанции иск просили удовлетворить.
Представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в суде первой инстанции просил в иске отказать.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19.08.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Буланова Н.Н. поставлено требование об отмене решения как незаконного в связи с неправильным применением судом норм материального права, он утверждает, что основания его требований остались нерассмотренными, суд отказал в иске лишь в связи с утратой права на получение ГЖС, что не являлось основанием иска, наличие предоставленной в 2000 году по месту службы квартиры не препятствует постановке на учет по вновь избранному месту жительству в силу норм федерального законодательства, на которые Буланов ссылался при обращении в суд, данные нормы права остаются действующими, оспариваемое решение учреждения их игнорирует.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Буланова Н.Н. - Тарбаева А.А., просившего решение отменить и заявление удовлетворить, представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ - Сахарчук С.З., просившей решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенного истца, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Буланов Н.Н. являлся военнослужащим с календарной выслугой 26 лет 2 месяца 16 дней, уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе приказом от 10.03.2004 года (л.д.35-36). В период прохождения службы на основании ордера от ... года N12 на него с составом семьи 4 человек (он, супруга, 2 детей) выделена ... квартира общей площадью ... кв.м жилой ... кв.м в ... Камышинского района Волгоградской области, в этой квартире заявитель с семьей проживает в настоящее время, в письменном обязательстве обязался ее сдать. Состав семьи составляет 3 человек (он, супруга, дочь).
Буланов Н.Н. состоял в списках на получение государственного жилищного сертификата, что подтверждено списком получателей ГЖС по авиагарнизону ( ... ) с 2004 года, жилищный сертификат он не получил в связи с утратой в 2011 году военным городком статуса "закрытый", что никем не оспаривается.
Решением ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от N117 от 07.02.2013 года отказано в постановке Буланова Н.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он не является военнослужащим, не представил документов о признании ранее нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, других мотивов отказа не приведено. При этом данные о жилищном положении, составе семьи и другие обстоятельства под сомнение поставлены не были.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из вышеприведенных обстоятельств и указал, что Буланов Н.Н. являлся участником программы "Государственные жилищные сертификаты" применительно к проживанию в закрытом военном городке (граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков), а не по иному основанию. Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года N1470-р п ... Камышинского района исключен из перечня закрытых военных городков. При таком положении отпало условие, при наличии которого у Буланова Н.Н. имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения, он перестал отвечать требованиям для предоставления ему и членам семьи мер социальной поддержки по вышеназванной категории лиц. Кроме того, истец с семьей имеет квартиру общей площадью ... кв.м, что свидетельствует об обеспеченности жилым помещением, на каждого члена семьи приходится более 21 кв.м общей площади, поэтому отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. Буланов как бывший участник программы не сохраняет право на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого.
Выводы судебного решения об отказе в удовлетворении заявления неправомерны, поскольку они сделаны при неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно ч.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу пункта 6 пп. "а" действующих "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 8 Правил право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
В силу пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
На основании пункта 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Как усматривается из материалов дела, жилищное положение семьи Буланова после увольнения с военной службы не изменилось ко времени принятия оспариваемого решения. На время увольнения с военной службы Буланов Н.Н. не был надлежаще обеспечен жильем, что и обусловило его участие в названной выше программе, для участия в программе достаточным являлось установление любого условия (у истца - проживание в закрытом военном городке). Жилое помещение либо государственный жилищный сертификат на основании части 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" заявитель в порядке выбора места жительства после увольнения с военной службы не получил по независящим от него обстоятельствам (утрата статуса закрытого военным городком).
Оснований для непризнания заявителя нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (пункт 10 Правил) не установлено ни ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ни в ходе судебного разбирательства. Доказательств обратного в рамках статьи 67 ГПК РФ ФГКУ не представило. Препятствий для постановки истца и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках положений вышеприведенных Правил и статьи 15 приведенного Федерального закона не имеется.
Доводы ФГКУ о невозможности постановки на учет со ссылкой на Приказ Минобороны РФ от 30.09.2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" безосновательны, поскольку данный приказ не содержит оснований к отказу в постановке на учет, а лишь определяет процедуру постановки на учет именно военнослужащих, не исключает необходимости применения "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы ... " и не является единственным нормативным правовым актом, подлежащим применению к спорным правоотношениям совместно с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Запрета на обращение с заявлением о постановке на учет военнослужащего, уволенного в запас, Правила (равно как и приказ от 30.09.2010 года N1280) не содержат. При таком положении оспариваемое решение противоречит как нормам Правил, так и статье 15 Федерального закона. Ссылка в решении от 07.02.2013 года на отсутствие факта признания Буланова нуждающимся в жилом помещении правового значения не имеет, поскольку предметом обращения Буланова Н.Н. являлось именно определение условий для принятия на такой учет в соответствии с представленными им документами. Состав документов, представленных истцом, ФГКУ не признан недостаточным по иным причинам.
Вопрос об обеспеченности другим жильем, что препятствовало бы постановке на учет нуждающихся в жилом помещением, не являлся предметом разрешения ФГКУ, занимаемое жилое помещение Буланов обязался сдать государству, в собственности жилья он не имеет, обстоятельств, препятствующих подаче заявления Булановым как бывшим военнослужащим именно в ФГКУ, не приведено. Как отмечено выше, приказ Минобороны РФ от 30.09.2010 года N1280 таким препятствием не является, в противном случае отсутствовала бы фактическая возможность реализации права, прямо предусмотренного в ч.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом действия Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N1054, противоречий между законом и постановлением не усматривается. Прекращение участия в Президентской программе по определенному основанию, а также наличие жилого помещения в военном городке, а не по избранному после прекращения службы месту жительства не признаются правовыми нормами основаниями к отказу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об удовлетворении искового заявления, а именно статьи 13 ГК коллегия признает незаконным решение N117 от 07.02.2013 года и обязывает ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принять решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Буланова Н.Н. и членов его семьи.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19.08.2013 года отменить.
Принять новое решение:
признать незаконным решение N117 от 07.02.2013 года ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принять решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Буланова Н.Н. и членов его семьи.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.