Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. и Захарова С.В.,
при секретаре: Мамонтовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 19 сентября 2013 года, которым постановлено:
Заявление Суворовой Н. Ф., Рудь Д. А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Рудь Б. Д. удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ в части отложения выдачи ГЖС Суворовой Н. Ф. незаконным.
Обязать Министерство строительства Самарской области выдать Суворовой Надежде Федоровне ГЖС в 2013 г.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя министерства строительства Самарской области Тамодлиной О.В. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения Суворовой Н.Ф., Рудь Д.А. и их представителя Кищаевой Л.В. (по устному ходатайству) и представителя администрации городского округа Чапаевск Самарской области Мордашовой В.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суворова Н.Ф., Рудь Д.А., действующий в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Рудь Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к министерству строительства Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на территории Самарской области (далее - Комиссия) об отложении выдачи государственного жилищного сертификата в 2013 года, возложении на Министерство обязанности выдать государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) в 2013 году, о взыскании с Министерства компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей каждому и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указали, что Суворова Н.Ф. с составом семьи три человека (ее сын Рудь Д.А. и внук Рудь Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении получателей ГЖС по городскому округу Чапаевск Самарской области как вынужденный переселенец в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" под номером 1.
Решением Комиссии, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ выдача Суворовой Н.Ф. ГЖС отложена в связи с ее поставкой на учет нуждающихся в жилых помещениях в городском округе позднее 29 мая 2001 года - даты, указанной в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставленном администрацией городского округа Чапаевск Самарской области (л.д. 35).
В судебном заседании истцы требования о признании незаконным решения Комиссии и о взыскании компенсации морального вреда поддержали, ссылаясь на то, что оспариваемым решением нарушено их право на жилье.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Заинтересованные лица - администрация городского округа Чапаевск Самарской области и Управление ФМС России по Самарской области просили рассмотреть дело без участия своих представителей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (Далее - подпрограмма). В соответствии с разделом указанной подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 15 второго раздела подпрограммы право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Согласно подпункта "ж" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список таких граждан формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде).
Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 26 Правил). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
На основании постановления Правительства Самарской области от 31 октября 2007 г. N 225 "Об утверждении положения о Министерстве строительства Самарской области" в ведении Министерства находятся вопросы региональной жилищной политики; участие в реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется полномочиями по обеспечению реализации названной подпрограммы, в том числе, полномочиями по выдаче Государственных жилищных сертификатов (ГЖС).
Судом установлено, что постановлением администрации Куйбышевского района г.Самары от 29 мая 2001 года за N Рудь А.П. с составом семьи 4 человека (жена Суворова Н.Ф., сын Рудь Д.А., дочь Рудь З.А.) включен в список очередности на улучшение жилищных условий как вынужденный переселенец (л.д. 60).
Постановлением Главы городского округа Чапаевска Самарской области от 17 октября 2003 года N "О включении в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий" вынужденная переселенка из Казахстана Суворова Н.Ф. с составом семьи четыре человека (она, муж, сын, дочь) занесены в общий список (л.д. 71).
Из материалов дела следует, что постановлением Главы городского округа Чапаевск Самарской области от 15 апреля 2013 года за N указанное постановление Главы городского округа Чапаевска Самарской области изменено - его абзац 1 пункта 1 изложен в следующей редакции: Вынужденная переселенка из Казахстана Суворова Н.Ф. с составом семьи 4 семьи четыре человека (она, муж, сын, дочь), зарегистрирована по "адрес", состоит в сводном списке вынужденных переселенцев с 29 мая 2001 года (л.д. 134).
В связи с временным переездом в г.Чапаевск Самарской области и Рудь А.П. с составом семьи 4 человека включен в сводный список на первоочередное получение жилья в г.Чапаевске, датой его постановки на учет оставлена дата постановки на учет в Куйбышевском районе г.Самары (29 мая 2001 года), заявителем поставлена Суворова Н.Ф., что подтверждается выпиской из протокола N от 10 декабря 2003 года заседания комиссии по распределению жилья и предоставления безвозмездной субсидии на строительство жилья или приобретения жилья вынужденным переселенцам (л.д. 68).
Впоследствии в семье вынужденных переселенцев произошли изменения: Рудь А.П. умер, Рудь З.А. вступила в брак, взяв фамилию мужа Краснощекова, у Рудь Д.А. родился сын Рудь Б.Д.
По сведениям Управления ФМС России по Самарской области Суворова Н.Ф. с составом семьи три человека (сын Рудь Д.А., внук Рудь Б.Д.). по состоянию на 2013 год числится в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с даты постановки на жилищный учет в Куйбышевском районе г.Самары (л.д. 64).
18 июня 2013 года на заседании областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы было рассмотрено учетное дело Суворовой Н.Ф. и принято решение об отложении выдачи ей ГЖС в 2013 году, поскольку она встала на учет в ОМС позднее указанной в списке администрации городского округа Чапаевск даты постановки на учет 29 мая 2001 года (л.д. 35), о чем в адрес Суворовой Н.Ф. направлено уведомление от 19 июля 2013 года (л.д. 12-15).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности решения Комиссии об отложении выдачи Суворовой Н.Ф. ГЖС в 2013 году и возложении на Министерство обязанности по выдаче истцу ГЖС в 2013 году.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Суворова Н.Ф. и члены ее семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 29 мая 2001 года, в связи с чем у Комиссии не имелось оснований для принятия решения об отложении выдачи Суворовой Н.Ф. ГЖС в 2013 году.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что истица и члены ее семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 29 мая 2001 года, Министерство основывает на разъяснениях Госстроя, являющегося государственным заказчиком подпрограммы, согласно которым при реализации прав гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета должна учитываться дата его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по последнему месту проживания. Такой датой по мнению Министерства является 17 октября 2003 года - дата постановки Суворова Н.Ф. администрацией Куйбышевского района г.Самары на учет, а причиной постановки явилось то, что предоставленная Суворовой Н.Ф. квартира по адресу: "адрес" по договору найма передана в собственность семьи ее дочери Краснощековой З.А.
Указанный довод отклоняется судебной коллегией как не основанный на законе, поскольку при определении даты постановки Суворовой Н.Ф. на учет в данном случае, как правильно указал суд, необходимо исходить из даты ее постановки на учет как вынужденного переселенца по месту жительства в Куйбышевском районе г.Самары, то есть с 29 мая 2001 года.
В своих ответах от 21 января и 28 февраля 2008 года (л.д. 43-48) на запрос Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о разъяснении даты, которая подлежит учету при формировании списка граждан, изъявивших желание на получение ГЖС (л.д. 40-42), Минрегионразвития РФ в лице директора Департамента жилищной политики Дронов А.А. высказывает лишь мнение, что при формировании указанных списков следует учитывать дату принятия вынужденного переселенца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленную органом местного самоуправления по месту жительства, в котором находится его учетное дело, при этом указывает на необходимость разрешения спорных вопросов по применению норм права в судебном порядке.
Апелляционная коллегия также учитывает, что, определяя статус вынужденных переселенцев, Закон Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах" устанавливал экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Суворова Н.Ф. при ее сложившихся жизненных обстоятельствах, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, вправе рассчитывать на предоставление ей социальных гарантий и поддержки от государства в уполномоченном органе согласно хронологической последовательности, то есть с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Куйбышевского района г.Самары, изменение первоначальной даты постановки на учет в связи с переездом вынужденного переселенца на место жительства в другое муниципальное образование вышеуказанными Правилами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.