Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Захарова С.В.,
судей: Сивохина Д.А. и Шабаевой Е.И.,
при секретаре: Салихове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Подгорнова А.Г. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Подгорнова А.Г. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Подгорнова А.Г. - Куля С.В., просившую решение отменить, возражения представителя ГУ МВД России по Самарской области - Шулаева В.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подгорнов А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее - ГУ МВД России по Самарской области) о признании незаконным отказа Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области в принятии его с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность по принятию его с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал на то, что проходит службу в органах внутренних дел, проживает вместе с женой Подгорновой М.С., дочерью Подгорновой Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения студенткой 1-го курса очного отделения СамГУ и сыном Подгорновым Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом доме "адрес", принадлежащим его матери Подгорновой В.Н.
В порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 г. "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", 17 января 2013 года он обратилась с заявлением к ответчику о постановке на учет для получения указанной социальной выплаты с составом семьи четыре человека, приложив необходимые документы.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет связи в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15,00 кв.м на одного человека. Основанием отказа послужило, что, по мнению ответчика, он является членом семьи собственника жилого помещения, площадь которого составляет 129.5 кв.м.
Ссылаясь на то, что в силу п.2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" Подгорнова В.Н. не является членом его семьи, в жилом помещении не зарегистрирована и не проживает, оспариваемым отказом нарушено его право на жилье, Подгорнов А.Г. просил заявленные им требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Подгорнова А.Г. просит отменить решение суда как незаконное, принять новое решение об удовлетворении заявленных Подгорновым А.Г. требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд сослался на части 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Также суд сослался на пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, согласно которому допускается отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
При этом суд исходил из того, что Подгорнов А.Г. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом доме, общая площадь которого свидетельствует о том, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, жилой дом принадлежит матери истца Подгорновой В.Н., вселение произошло с ее согласия, требований об освобождении дома к истцу и членам его семьи Подгорнова В.Н. не предъявляла, в том числе и в судебном порядке, из чего, по мнению суда, следует, что она признает истца, его жену и детей членами своей семьи.
Однако ссылка решения на указанные нормы закона не свидетельствуют об отсутствии у истца права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку суд неправильно применил Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, капитан полиции Подгорнов А.Г. является сотрудником межмуниципального отдела МВД России "Отрадненский", занимает должность "данные изъяты", и стаж его службы в органах внутренних дел на 1 февраля 2013 года составляет 19 лет 09 месяцев 22 дня в календарном исчислении (л.д. 29).
Из материалов дела усматривается, что Подгорнов А.Г., его жена Подгорнова М.С. и его дочь Подгорнова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Подгорнов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно зарегистрированы и проживают в жилом доме общей площадью 129.5 кв. метра по адресу: "адрес", принадлежащий матери истца Подгорновой В.Н. (л.д. 30-32).
Центральная жилищно-бытовая комиссия ГУ МВД России по Самарской области по итогам своего заседания ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в принятии Подгорнова А.Г. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи четыре человека на основании пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Из имеющейся в деле выписки из протокола N 88 заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, причиной принятия такого решения комиссия указала то, что истец, его жена и дети зарегистрированы в жилом доме общей площадью 129.5 кв. метра по адресу: "адрес", принадлежащем матери истца Подгорновой В.Н., что указывает на и обеспеченность истца общей площадью жилого помещения более 15 кв. м (л.д. 26).
То обстоятельство, что заявленные требования оформлены в форме искового заявлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (вступил в силу с 01.03.2011 г.) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01.01.2012 г. отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Согласно пункту 16 Правил N 1223 отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Вывод суда о том, что поскольку Подгорнов А.Г. при обращении с заявлением о принятии на учет для получения социальной выплаты был зарегистрирован и проживал со своей семьей в доме принадлежащей его матери Подгорновой В.Н. для правильного разрешения спора необходимо руководствоваться ст. 31 ЖК РФ, исходя из положений которой истец является членом семьи собственника указанного жилого дома является неверным.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В отношении сотрудников органов внутренних дел 19.07.2011 был принят Федеральный закон N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен порядок предоставления жилых помещений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, обеспечением их жилыми помещениями, медицинским обслуживанием.
При этом членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального закона, считаются супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Собственник жилого помещения Подгорнова В.Н. совместно с семьей Подгорнова А.Г. не проживает (л.д. 12-13), сведений о нахождении ее на иждивении заявителя или о признании его членом семьи Подгорновой В.Н., как собственника жилого помещения, не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований у ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области для отказа в принятии Подгорнова А.Г. с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении заявленных Подгорновым А.Г. исковых требований.
Датой постановки Подгорнова А.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебная коллегия определяет дату его обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 15 августа 2013 года отменить, постановить новое решение, которым исковые требования Подгорнова А.Г. к ГУ МВД России по Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области в принятии Подгорнова А.Г. с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Подгорновым А.Г. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области принять и поставить Подгорнова А.Г. с составом семьи четыре человека на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.