Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей Сивохина Д.А. и Шабаевой Е.И.,
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пеньковой В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 2 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Пеньковой В.А. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пенькова В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области.
В обоснование своих требований указала, что для реализации своего права, предусмотренного действующим земельным законодательством на приобретение в собственность земельного участка на основании ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", для оформления земельного участка по предполагаемому адресу: "адрес", предполагаемой площадью "данные изъяты" кв.м. в собственность, она подала соответствующие заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области с приложением всех необходимых документов. После постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ представила в адрес Министерства кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, однако, до настоящего времени приказ о предоставлении испрашиваемого земельного участка Министерством не издан.
Ссылаясь на то, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области нарушает её права, просила суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения в установленный законом срок о предоставлении ей земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит об отмене решения, считает его неправильным. Ссылается на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Положениями ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 Постановления N2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Пенькова В.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 10).
Заявление принято Министерством имущественных отношений Самарской области к рассмотрению.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ направило министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Донскому П.К., Чистякову Р.Г. (по доверенности от Пеньковой В.А.) запрос о предоставлении сведений о том, обращалась ли в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пенькова В.А. с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка под ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступил ответ на запрос из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, а также в адрес представителя Пеньковой В.А. - Чистякова Р.Г. для сведения, было направлено письмо об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 35-36).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары в адрес министерства направил заключение о невозможности утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с тем, что использование земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства, не соответствует основным видам использования в указанной зоне (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, а также в адрес представителя Пеньковой В.А. - Чистякова Р.Г. для сведения, направлено письмо об утверждении схемы расположения земельного участка (повторно) (л.д. 31-32).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары вынесено распоряжение N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" под приусадебный участок (ведение личного подсобного хозяйства) (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ Пенькова В.А. обратилась в министерство с заявлением о разъяснении порядка дальнейших действий по причине отказа ФГУП "Земельная кадастровая палата" в постановке на кадастровый учет земельного участка (л.д. 26, 27).
ДД.ММ.ГГГГ Пенькова В.А. обратилась к Министру имущественных отношений Самарской области с заявлением о приобщении к пакету документов N кадастрового паспорта земельного участка (в одном экземпляре) (л.д. 21, 22).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Пеньковой В.А. Министерством было направлено уведомление о рассмотрении заявления (л.д. 24-25).
Согласно ответу на запрос, поступившему в Министерство ДД.ММ.ГГГГ из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии со введениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и У в программу ГИС ИНГЕО, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, не относится (л.д. 23).
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил министру имущественных отношений Самарской области о том, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. Использование объектов недвижимости возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными действующими Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Правительства Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. Указанный земельный участок к территории общего пользования не принадлежит (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства из Управления Росреестра по Самарской области поступили ответы на запросы (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления приватизации департамента земельно-имущественных отношений нарочно директору ГБУ СО "РЦН" С.Г. Малыгину вручена заявка на проведение осмотра испрашиваемого Пеньковой В.А. земельного участка (л.д. 42).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что несмотря на нарушение срока рассмотрения заявления, Министерство имущественных отношений Самарской области не бездействовало. Напротив, в соответствии с требованиями действующего законодательства, направляло запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке. Судом обоснованно оставлены без удовлетворения и требования заявителя об обязании Министерства принять решение по её заявлению.
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность направления Министерством имущественных отношений Самарской области запросов после предоставление заявителем кадастрового паспорта - несостоятельна, основана на неправильном толковании закона.
Выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом судебном постановлении, являются обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, верном применении судом материального закона.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо убедительных доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции об том, что
Каких-либо нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 2 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пеньковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.