Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А., Шабаевой Е.И.,
с участием прокурора: Гуляевой Е.С.,
при секретаре: Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 сентября 2013 года, с участием представителя Территориальной избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области - Землянской С. Г.,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Самарское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов выборов. В обоснование требований областное отделение политической партии указало, что ДД.ММ.ГГГГ член участковой избирательной комиссии Избирательного участка N с правом решающего голоса ФИО9., находясь в помещении психоневрологического диспансера г. Сызрани Самарской области, расположенного по адресу: "адрес", проводила голосование вне помещения для голосования. При этом ФИО10 имела на руках более 5 % бюллетеней от числа полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений). Кроме того, в нарушение требований избирательного законодательства, заявления избирателей были написаны одним подчерком. ФИО11 не устанавливался факт дееспособности граждан; подписи в бюллетенях проставлялись должностными лицами медицинского учреждения; реестр был заполнен ненадлежащим образом, многие графы были пустыми и заполнялись членом избирательной комиссии на месте голосования.
ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 15 часов 15 минут участковая избирательная комиссия Избирательного участка N включила в реестр для голосования вне помещения для голосования списки избирателей, предоставленные социальными работниками. Несколько избирателей отказались от голосования и написали соответствующие заявления.
В ночь с ДД.ММ.ГГГГ председатель участковой избирательной комиссии Избирательного участка N, находясь в помещении Территориальной избирательной комиссии г.о. Сызрань, заполняла протокол об итогах голосования по выборам депутатов Думы г.о. Сызрань Самарской области шестого созыва. По её словам, после звонка из Территориальной избирательной комиссии г.о. Сызрань, не выдав копии протоколов об итогах голосования, оставив членов комиссии, наблюдателей, она приехала в Территориальную избирательную комиссию г.о. Самара Самарской области.
Избирательные участки N и N г.о. Сызрань были оборудованы в автобусах, а не в помещениях, что не согласовывалось с Избирательной комиссией Самарской области.
Уточнив свои требования, Самарское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просило: признать протокол N участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу избирательных участков N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ года недействительными; признать протокол избирательной комиссии г.о.Сызрань о результатах выборов по единому избирательному округу и о распределении депутатских мандатов от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; отменить решения ТИК г.о.Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении результатов выборов по единому избирательному округу и распределении депутатских мандатов"; отменить решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы г.о.Сызрань шестого созыва"; обязать ТИК г.о.Сызрани Самарской области (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) внести изменения в сводную таблицу избирательной комиссии г.о.Сызрань о результатах выборов по единому избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ТИК г.о.Сызрани составить новый протокол Избирательной комиссии г.о.Сызрани о результатах выборов по единому избирательному округу и о распределении депутатских мандатов; обязать ТИК г.о. Сызрани принять новое решение "Об определении результатов выборов по единому избирательному округу и распределении депутатских мандатов"; обязать ТИК г.о. Сызрани принять новое решение "Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы г.о. Сызрань шестого созыва".
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 26.09.2013 года заявление Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оставлено без удовлетворения.
Самарским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда материалам и обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель Территориальной избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области - Землянская С. Г. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области - Землянской С.Г., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дума г.о. Сызрань Самарской области пятого созыва, решением N назначила выборы депутатов Думы г.о. Сызрань шестого созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении результатов выборов по единому избирательному округу и распределении депутатских мандатов", выборы депутатов Думы г.о. Сызрань шестого созыва по единому избирательному округу ДД.ММ.ГГГГ признаны состоявшимися и действительными.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении общих результатов выборов депутатов Думы г.о. Сызрань, Самарской области шестого созыва", выборы депутатов Думы г.о. Сызрань шестого созыва по единому избирательному округу и по пятнадцати одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными.
Участковой избирательной комиссией подведены итоги голосования на избирательных участках N которые зафиксированы в протоколах участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании результатов выборов, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения таких требований.
К числу нарушений, допущенных при голосовании на избирательном участке N, заявитель относит тот факт, что член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО12 имела на руках более 5 % бюллетеней от числа полученных к моменту выезда заявлений, заявления избирателей написаны одним подчерком, Каширской не устанавливался факт дееспособности граждан, подписи в бюллетенях проставлялись медперсоналом, реестр заполнен ненадлежащим образом.
Статьёй 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.
Согласно п.9 данной статьий члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня.
Разрешая заявление в указанной части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы заявителя не нашли своего подтверждения. Доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии у члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО13 более 5 % бюллетеней от числа полученных к моменту выезда заявлений, суду не представлено. Фото и видео материалы об этом не свидетельствуют. Судом дана правильная оценка показаниям свидетелей, в том числе, ФИО14 непосредственно допрошенных судом. В связи с чем, несостоятельна ссылка на объяснения ФИО15 в помещении здания Психоневрологического диспансера.
Обязанность устанавливать дееспособность законом на члена избирательной комиссии не возложена.
Утверждения о том, что подписи в бюллетенях проставлялись медперсоналом, голословны.
Действующим законодательством не установлен запрет на оказание помощи избирателям на написание заявления.
Установление факта ненадлежащего заполнения реестра само по себе не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу п. 1.2 ст. 77 названного закона суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не установлено.
Довод заявителя о необоснованном включении в реестр для голосования вне помещений избирателей по заявлениям (обращениям), представленным соцработниками, отказ нескольких избирателей от голосования, также обоснованно признан судом несостоятельным со ссылкой на ч. 3 ст. 66 ФЗ от 22.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой предусмотрено содействие иных лиц по передаче сообщения о желании гражданина проголосовать вне помещения для голосования. Отказ избирателя голосовать не ставит под сомнение законность волеизъявления избирателей, принявших участие в выборах.
Судом дана правильная критическая оценка доводу о том, что голосование на избирательных участках N, N осуществлялось в автобусах.
Судом установлено, что в связи с отсутствием помещения, пригодного для организации избирательного участка, голосование на избирательных участках N, N осуществлялось в специально оборудованных автобусах. Автобусы находились на одном месте, не передвигались. Имелись рабочие места для членов избирательной комиссии, наблюдателей. Имелись информационные стенды.
В силу ч. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1 и 2 ст. 60 Закона Самарской области от 08.06.2006 года N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
Закон не содержит запрета на проведение голосования в автобусе. Размещение в них кабин или иных специально оборудованных мест для тайного голосования, оснащенных системой освещения и снабжение их письменными принадлежностями заявителем не оспаривается.
Статьёй 68 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлен порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией. Достоверных доказательств того, что в ночь с 08 на 09 сентября 2013г. председатель участковой избирательной комиссии N 3774, не выдав копии протоколов об итогах голосования, оставив членов избирательной комиссии, наблюдателей, уехала в Территориальную избирательную комиссию городского округа Сызрань Самарской области, суду не представлено. Суд правильно оценил показания свидетеля Карасева. Доказательства оценены судом, как в совокупности с другими доказательствами, так и в отдельности. Оснований полагать, что нарушен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.