Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Минеевой О.Г.,
судей - Сивохина Д.А. и Захарова С.В.,
при секретаре - Мамонтовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Промышленного районного суда г.Самары от 10 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Сердюка Б.В. удовлетворить.
Признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м под временный металлический гараж на кадастровом плане соответствующей территории.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м на кадастровом плане соответствующей территории".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Сердюка Б.В., просившего решение оставить без изменения, представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Филюк Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сердюк Б.В. обратился в суд с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", занимаемого временным металлическим гаражом, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом заявитель просил обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", занимаемого временным металлическим гаражом, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В заявлении указал, что им в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) было направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м. используемого под временный металлический гараж.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предоставлении земельного участка, при этом ссылалось на заключение Департамента N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с нахождением земельного участка в зоне многоэтажной жилой застройки 5-6 этажей (ж-4) и использование земельного участка под установку временного гаража не соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в указанной зоне. Пунктом 9 статьи 3 Правил установлено, что при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента просит решение суда отменить, полагая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок).
В силу п. 2.4 Порядка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Отказ в утверждении Схемы может быть обжалован в судебном порядке.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Судом установлено, что между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Сердюком Б.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды N спорного земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для цели использования - под временный металлический гараж, на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 2006 г. N (л.д. 6-10).
Сердюк Б.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для цели использования - под временный металлический гараж.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, а, следовательно, не сформирован в качестве объекта гражданских и земельных правоотношений, Министерством на основании п. 4 ст. 34 ЗК РФ и во исполнение п. 2.4 Порядка, в адрес Департамента было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департаментом выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных (л.д. 13).
Разрешая спор и удовлетворяя, заявленные Сердюком Б.В. требования, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в утверждении схемы, содержащийся в заключение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
При этом суд обоснованно исходил из того, что доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом в нарушении требований ч.1 ст. 249 ГПК РФ не представлено и поскольку отсутствуют доказательств угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Оснований не согласится с выводами суда судебная коллегия не находит, решение Министерства о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" может быть принято после утверждения органом местного самоуправления схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Поэтому неисполнение Департаментом возложенной на него действующим законодательством обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствует Министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках компетенции Министерства и, следовательно, является препятствием к осуществлению Сердюком Б.В. его прав и свобод как гражданина.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Самары от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.