Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Калинниковой О.А.,
Судей - Набок Л.А. и Никоновой О.И.,
с участием прокурора Фоминой А.И.
при секретаре Подусовской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора "адрес" удовлетворить.
Обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93, а именно нанести горизонтальную дорожную разметку по "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор "адрес" г.о. Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту благоустройства и экологии г.о. Самара, Администрации г.о. Самара об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой "адрес" по поручению прокуратуры "адрес" проверено соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения, в частности исполнения уполномоченными органами мероприятий по организации дорожного движения, обустройству пешеходных переходов, освещения улиц, соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. В ходе проведенной проверки эксплуатационного состояния улиц, расположенных в "адрес", проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД РФ по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по. "адрес" имеется нерегулируемый пешеходный переход, где отсутствует горизонтальная дорожная разметка предусмотренная требованиями ГОСТ Р 50597 - 93, что подтверждается актами проверок о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно нанести горизонтальную дорожную разметку по "адрес", в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить и отказать прокурору в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным, постановленным при неправильном применении норм материального права, а также с нарушением норм процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г.о. Самара - Константинова М.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов об уважительности причины неявки не представил, об отложении дела не просил.
В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность оспариваемого решения в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика, возражения прокурора Фоминой И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г.о. Самара, утвержденного Решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006г. N 294 к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011г. N 69, Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии.
Одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара (п. 2.5 Положения).
Пунктом 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара на Департамент возложена обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности, а именно выполнению функций заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты).
При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрация г.о. Самара являются надлежащими ответчиками по заявленному иску, поскольку именно на них возложена обязанность по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения в городском округе Самара.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597- 93.
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
В силу подп. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 (взамен издан ГОСТ Р52289-2004) и утвержденными схемами.
На основании пункта 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2004 ( утв. Приказом Госстандарта от 12.11.2010 N 474-ст) разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.
В соответствии с Приложением N 2 "Дорожная разметка и ее характеристики" Постановления Совета Министров Правительство РФ от 23.10.1993г. N 1090 "О правилах дорожного движения" - горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.
Пунктами 1.14.1, 1.14.2 приложения установлено ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по "адрес" в адрес и.о. руководителя Департамента благоустройства и экологии г.о. Самары вынесено предписание об устранении нарушений: указано о необходимости организовать производство работ по нанесению линий горизонтальной разметки 1.14.1 на нерегулируемом перекрестке по "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N).
В указанный срок нарушения не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой "адрес" совместно с государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД Управления МВД России по "адрес" проведена проверка соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в "адрес", в ходе которой установлено, что на нерегулируемом пешеходном переходе по "адрес" отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная требованиями ГОСТ Р 50 597-93.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д. N).
Об отсутствии разметки на указанном участке дороги подтвердил в суде первой инстанции представитель ГИБДД и это не оспаривалось представителями ответчиков, которые ссылались на нецелесообразность нанесения разметки до завершения ремонта дорожного покрытия.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика Департамента благоустройства и экологии г.о. Самара пояснил, что дорожное покрытие "адрес" не отвечает требованиям ГОСТа Р 50597-93, требует ремонта и включено в план ремонта на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, дорожная разметка на нерегулируемом пешеходном переходе не нанесена.
Установлено, что постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N в Целевую программу городского округа Самара "Повышение безопасности дорожного движения в городского округе Самара" на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N" внесены изменения, в частности увеличено финансирование, в том числе на нанесение дорожной разметки. С учетом рекомендаций и предписаний ГИБДД УМВД России по городу Самаре в ДД.ММ.ГГГГ на аварийно-опасных пешеходных переходах, в рамках предусмотренных бюджетом денежных средств, намечено комплексное нанесение разметки на основных улицах, в том числе и на "адрес".
Между тем, суд правильно указал, что принимаемые Департаментом благоустройства и экологии г.о. Самары меры к устранению имеющихся нарушений в области безопасности дорожного движения (направление документации в Управление торгов Департамента финансов администрации г.о. Самара, назначение проведения аукциона), не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку выявленные нарушения создают предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, затрагивают права и законные интересы участников дорожного движения, так как существенно снижают уровень безопасности дорожного движения на данном участке улицы.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ГОСТом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения решения ответчиком не представлено доказательств устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения на нерегулируемом перекрестке "адрес".
Давая оценку установленным обстоятельствам в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку непринятие ответчиком своевременных мер по выполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дорожное покрытие "адрес" включено в план ремонта на ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не являются основанием, освобождающим ответчиков от выполнения требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
К тому же из объяснений представителя Администрации г.о. Самара в суде апелляционной инстанции следует, что горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная требованиями ГОСТа Р 50597-93, на нерегулируемом пешеходном переходе по "адрес" нанесена ДД.ММ.ГГГГ, то есть решение суда исполнено.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о неясности решения суда о том, в какой доле каждый из ответчиков должен его исполнить, несостоятельны.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.